В семье культуролога Элины Кахла (Elina Kahla) с уважением относились к языкам и литературе, печатному слову.
Ее отец Мартти — литератор и лингвист, мать Сейя 30 лет проработала редактором в газете «Хельсингин саномат».
Элина была единственным ребенком и впитала атмосферу своей семьи — и уже в четыре года сама научилась читать.
«Отец любил разговаривать со мной о том, что его интересовало, и в шутку обращался ко мне на „вы" — но во время работы его нельзя было отвлекать», — вспоминает Элина Кахла.
«Мама была моим главным героем, и в семье она решала все практические вопросы. Я понимала, что для родителей я была очень важна».
Теоретические дисциплины стали любимыми спутниками девочки.
Она также увлекалась искусством, состояла в киноклубах, пробовала заниматься писательством.
Важнейшим общественным опытом Кахла считает свое участие в мероприятии экологического движения «Койярви» (Koijärvi) весной 1979 года.
«Я провела на мероприятии один или два дня. Присоединилась к вегетарианству, начала выступать против ядерной энергетики».
Загадочной русской культуре Элина Кахла посвятила себя в ранней молодости.
Со временем это проявилось в любви к русскому языку и культуре, православной вере и отношении к народам, родственным финскому. В 20 лет она приняла православную веру.
Изучая русский в университете, Кахла познакомилась с увлеченными своим делом людьми. Например, в 1980-е годы появились новые исследования профессоров Пекки Песонена (Pekka Pesonen) и Наталии Башмакофф (Natalia Baschmakoff).
Своим главным вдохновителем она называет профессора Тартуского университета семиотика Юрия Лотмана.
«Мы все появились из рукава Лотмана», — подытоживает она.
У Кахла было много направлений работы, но все они так или иначе были связаны с Россией. Пожалуй, ее уже можно назвать опытным «ветераном» в исследованиях России. Страна и культурные явления были изучены вдоль и поперек.
Чем же русские отличаются от нас, финнов?
«Русских отличает сильная самодостаточность, им прививают мысль, что они всегда были и будут великими. Поэтому они всегда очень недовольны, если им пытаются привить что-то извне», — говорит исследователь.
«Это неоспоримая национальная гордость. Что великий Пушкин — наше все, как и Толстой, Лермонтов, Достоевский…»
В России столетиями господствовали сильные социальные различия и классовые границы, что и сейчас отражается на поведении русских.
«Грубо говоря, если будешь высовываться, то тебя так или иначе остановят. Это они усвоили четко», — говорит Кахла.
«В ином мнении признаются только в личных разговорах, за столом или на скамейке в парке».
Исследователя очень привлекает тот факт, что в России у всего есть две стороны, есть официальная и неофициальная культура.
«В русских много смелости — люди выходят на протест и не боятся смертельной опасности».
К главному направлению развития российского общества Кахла относится скептически.
«Боюсь, выбран довольно неудачный курс. Кажется, Путин закоснел, он считает цифры, меняет кадры. Беспокоит и то, что помощники Путина могут бояться рассказать ему правду».
Настоящим спасением на протяжении истории России были разные независимые сообщества. В современной России это, к примеру, организации для лечения наркозависимых, которые чаще всего создаются их же собственными силами.
Небольшое сообщество, которому Кахла уделяет в последнее время особое внимание — самый северный православный монастырь в мире, который находится в Печенге.
В своем новом исследовании она рассказывает о долгой истории монастыря, а также о его уничтожении в советское время после войн.
«На написание книги, конечно, ушло много сил, — признает Кахла. — К счастью, она уже готова».
Кто?
Элина Кахла
Родилась в 1960 году в финском городе Эспоо.
Окончила школу смешанного обучения в Хельсинки в 1979 году, стала кандидатом философских наук в 1985 году (Хельсинкский университет), получила степень доктора философии в 2007 году (Университет Восточной Финляндии).
Заведующая редакцией Александровского института при Хельсинкском университете и исследователь с 1996 по 2012 год, с 2016 года числится исследователем.
Руководитель проектов Бизнес-школы Алвара Аалто с 1991 по 1996 год, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге с 2012 по 2016 год.
Автор многих исследовательских работ и статей. На Пасху было опубликована работа Элины Кахла о самом северном в мире православном монастыре и печенегских мучениках.
Перевела на финский язык книги Людмилы Улицкой, Марины Цветаевой и Евгения Водолазкина.
Главный редактор журнала «Иконописец» (Ikonimaalari) с 2017 по 2019 год. Член руководства общества «Авторы научной литературы» (Tietokirjailijat).
Живет в Хельсинки, замужем, два взрослых сына.
24 апреля Элине Кахла исполняется 60 лет.