Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
The Times of Israel (Израиль): чудо? Раввин объясняет, почему среди российских евреев низкая смертность от covid-19

По сравнению с еврейскими общинами, ставшими эпицентрами вируса, российские евреи пока отделываются относительно легко. Не исключено, что причиной тому стало своевременное закрытие синагог.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Нью-Йорке коронавирус сильно ударил по еврейским общинам. Однако евреи России пока практически не пострадали. Один из раввинов называет это «чудом». В причинах происходящего разбирается Times of Israel.

Многие евреи в России давно уже думали, что в Америке жить лучше; но сегодня они в этом уже не так уверены. Руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России москвич Борух Горин сейчас боится за своих пожилых родителей, которые живут в «голдене медина» — «золотой стране», как евреи называют США.

Родители Горина в настоящее время сидят в своей нью-йоркской квартире на карантине, потому что город продолжает жить в режиме самоизоляции, введенном для того, чтобы помешать распространению covid-19. Говорят, что их соседи заразились коронавирусом.

Отцу Горина 80 лет, и он нуждается в регулярном лечении от рака. Однако в Нью-Йорке любое посещение больницы может сегодня оказаться смертельным. Коронавирус распространяется и в еврейской общине города. В соцсетях каждый день появляются фотографии очередных жертв болезни в черных шляпах типа тех, что носят мужчины в ортодоксальной общине его родителей.

«Для меня это самый страшный кошмар, — сказал Горин. — Я очень обеспокоен. Они не могут сходить в магазин, в аптеку, к врачу. Я вижу, как им сейчас трудно».

Между тем, в России эпидемия до настоящего времени кажется менее жестокой. Количество подтвержденных случаев растет, но по состоянию на 5 мая официально от коронавируса скончалось менее полутора тысяч человек. Таким образом, смертность от covid-19 составляет менее одного процента.

Похоже, что вспышка в России пощадила еврейскую общину, хотя она поддерживает тесные связи с еврейскими общинами Израиля, Европы и США, многие из которых стали эпицентрами распространения вируса. Пока в российской общине, насчитывающей 180 000 евреев, считающих себя таковыми, от коронавируса скончалось 16 человек.

«Это чудо», — говорит Горин.

Для сравнения: по состоянию на 5 мая в городе Нью-Йорке было 171 723 подтвержденных случая заражения коронавирусом, а в штате Нью-Йорк 321 192 случая заражения и почти 19 500 смертей. Это намного больше, чем в Испании, занимающей второе место в мире по заболеваемости covid-19 после США. Там 250 561 случай.

Кому-то это может показаться чудом, а кто-то считает, что чудо объясняется мгновенной реакцией российских раввинов, которые еще в самом начале пандемии закрыли все здания общины и отменили все мероприятия. Они узнали, что в самом начале эпидемии в Нью-Йорке один юрист-ортодокс из города Нью-Рошелл, что к северу от Бронкса, нечаянно заразил десятки людей из собственной общины, включая родственников, друзей и раввина из своей синагоги.

Затем зараза могла распространиться, попав из Нью-Йорка в ортодоксальную еврейскую общину Монреаля, который стал эпицентром эпидемии в Канаде. По имеющейся информации, монреальской общине было трудно приспособиться к мерам государства по сдерживанию коронавируса.

Но в России, где находится одна из самых крупных еврейских общин в мире, эта самая община не стала эпицентром болезни.

Российские раввины ставят себе в заслугу то, что они быстро приняли решение закрыть все синагоги в стране, сделав это еще до того, как появилось распоряжение правительства на сей счет. По их словам, такое решение помогло спасти немало человеческих жизней.

«Мы закрылись первыми. Когда в Америке еще только говорили о закрытии всего, мы уже были закрыты, — рассказал президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода. — Мы не голосовали по этому вопросу. У нас есть свои лидеры, и ведущие раввины приняли радикальные меры».

Для этого понадобилось всего одно событие. Группа студентов иешивы прилетела в Москву из Франции, чтобы отметить праздник Пурим, который в этом году выпал на 9-10 марта. Спустя неделю после празднования Пурима в московской синагоге на Большой Бронной 26 участников торжеств оказались в больнице с covid-19, в том числе, 73-летний раввин и его жена. Один из этих людей умер.

Поэтому 15 марта главный раввин России Берл Лазар закрыл синагогу на Большой Бронной. 18 марта были закрыты все московские синагоги и религиозные школы, а к 24 марта все синагоги, центры еврейских общин, еврейские детские сады и школы в стране получили рекомендации закрыться.

Для сравнения, в Нью-Йорке 30 марта мэр все еще угрожал синагогам карательными государственными мерами, если они не закроют свои двери. В Израиле главный раввин приказал закрыть синагоги только 25 марта. Во многих районах США раввины сами принимали решения, закрываться или нет. Более чем в 10 американских штатах, в том числе, во Флориде, синагоги все еще (или снова) работают, поскольку им это не запрещено.

Альтернативой был ужас Нью-Йорка

Конечно, не все в России приветствовали решение о закрытии всех синагог и еврейских школ в стране. Особенно это касалось тех районов, где не было ни одного подтвержденного случая заболевания covid-19.

«Люди были расстроены, что им приходится сидеть дома с детьми. Им казалось, что это катастрофа похуже коронавируса, — сказал Горин. — Но в итоге такое решение помогло спасти немало жизней, я уверен в этом. Не все могут увидеть, что происходит с их родственниками в Нью-Йорке, Париже и Иерусалиме».

Он отметил, что в России еврейские культовые сооружения закрылись еще до того, как христианские храмы получили распоряжение закрыть свои двери. «После закрытия синагог церкви были открыты еще 10 дней», — сказал Горин.

По словам Горина, насколько ему известно, на сегодня в российской еврейской общине ашкенази больше нет ни одной крупной вспышки. «Это могло отрицательно сказаться на всей стране, потому что на учебу в Москву приезжают студенты из разных городов. А на еврейскую пасху они должны были поехать домой», — сказал он.

Кавказской общине евреев в Москве повезло меньше. Недавно в этой общине, насчитывающей несколько тысяч человек, произошла вспышка коронавирусной инфекции, рассказал Горин. Примерно 10 человек умерли и около 100 заразились. «Похоже, они участвовали в каких-то коллективных мероприятиях», — высказал он свою догадку.

На вебсайте кавказских евреев Gorskie.ru появилось сообщение о том, что люди могли заразиться на овощном рынке. Кроме того, как сообщает второй вебсайт кавказских евреев STMEGI, по всей видимости, синагоги у кавказских евреев могли закрыться позднее, чем у ашкенази.

Например, 25 марта в центре общины кавказских евреев в Москве еще проходили молебны, хотя внутрь пускали не более 10 человек. Внутри от людей не требовали надевать маски. А 26 марта в Москве открылась выставка, посвященная кавказским евреям.

И лишь в первую неделю апреля свои двери закрыла синагога в дагестанском Дербенте, откуда происходят многие кавказские евреи. Позднее появилось сообщение о том, что как минимум два члена этой еврейской общины, насчитывающей 1 300 человек, заразились коронавирусом.

Члены общины кавказских евреев в России не ответили на просьбу дать комментарии для этой статьи.

Драконовские меры

Принятые в России меры против распространения covid-19 являются одними из самых суровых в мире. В самом начале эпидемии Россия насильно госпитализировала несколько человек, вернувшихся из-за рубежа, включая тех, у кого не было симптомов. Одна россиянка с сыном через окно бежала из закрытого инфекционного отделения больницы. Сейчас люди в Москве должны получать пропуска, чтобы сесть за руль или проехать на метро. Ожидающие результатов теста на коронавирус несут уголовную ответственность, если покинут свои дома. Москвичам старше 65 лет не разрешают даже ходить в магазин.

Но никто из российских евреев, отвечавших на вопросы для этой статьи, не выразил недовольства принятыми мерами.

«Здесь наши религиозные евреи намного благоразумнее, чем религиозные евреи в Израиле. В Израиле в религиозных общинах очень высокая смертность», — сказала 65-летняя Ирина Басс, которая не выходит из своей санкт-петербургской квартиры с 24 марта, когда был объявлен карантин. (На момент написания этой статьи умерших от коронавируса в Израиле было 240 человек, и это довольно низкий показатель, хотя процент пострадавших ортодоксальных евреев там несоразмерно высок.)

Басс, являющаяся специалистом по судостроению, также преподает в Санкт-Петербургском институте еврейских исследований. Всех сотрудников института отправили в неоплачиваемый отпуск, а некоторые занятия проводятся по интернету. Празднование Пурима отменили, хотя все уже купили и приготовили еду.

Отвечая на вопрос о том, что она думает о решении закрыть все российские синагоги, Басс сказала, что такое решение вполне приемлемо.

«Может быть, нужно было принять еще более строгие меры», — заявила она.