Говорят, что слово Сибирь происходит от татарского "сиб ир", что значит «спящая земля». Сейчас изменение климата будит этот регион и знакомит с новой действительностью, в которой дороги теряют свои очертания, а здания гораздо быстрее становятся непригодными. То же касается и резервуаров для хранения топлива. На прошлой неделе из-за разгерметизации одного из них произошел разлив топлива, попавшего в реку Амбарная, недалеко от Арктики. Этот северный регион очень хрупок, но при этом богат ресурсами. Там большое количество горнодобывающих предприятий и предприятий по добыче газа и нефти, однако меры безопасности не всегда соответствуют необходимым стандартам.

29 мая произошла разгерметизация одного из резервуаров с дизельным топливом на теплоэлектростанции компании АО «НТЭК», филиала горно-металлургической компании «Норникель». Это привело к разливу 20 тысяч тонн топлива. В этот же день руководителю программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда дикой природы Алексею Книжникову стали поступать противоречивые новости. Сначала ему сообщили, что машина врезалась в резервуар. Затем, что машина загорелась, проехав по разлившемуся топливу, но вреда окружающей среде нанесено не было. Лишь через два дня он узнал о масштабном разливе топлива. Сейчас власти пытаются очистить пострадавшую зону.

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин выступает за то, что необходимо собрать большую часть топлива и переработать его при помощи соответствующих химических реактивов. Только если ситуация станет совсем безвыходной, необходимо будет сжечь небольшую часть топлива. По словам Книжникова, некоторые не очень токсичные соединения испаряются за шесть недель, «но самые ядовитые уже растворились в воде, и они очень опасны». Окружающая среда, возможно, восстановится через 10-15 лет: «Конечно же, если не произойдет новых аварий».

По информации, предоставленной компанией «Норникель», резервуар был поврежден, когда установленные на вечной мерзлоте опоры, поддерживающие его, начали оседать. Аварию можно связать с таянием этой замерзшей части земной коры, вызванным изменением климата. Из-за высоких температур тают слишком большие участки вечной мерзлоты, на которой установлено большое количество конструкций в этом регионе.

Вечная мерзлота — это лед, скрепляющий все виды почвы и растительности. В некоторых районах Сибири она проникает в грунт почти на километр. Из-за этого явления уже пострадали многочисленные постройки на севере России, и правительство заявило, что это будет одна из самых важных проблем этого десятилетия.

«Вечная мерзлота — это дополнительная проблема. У России остался большой опыт со времен СССР: мы строили города, трубопроводы, электростанции… Мы применяем методы, проверенные на практике, и знаем, как бороться с этой проблемой», — объясняет Книжников. Он считает, что авария произошла не только из-за изменения климата, «но и из-за плохого мониторинга». «Все эти резервуары с топливом должны быть окружены чем-то еще, чем-то вроде бассейна, чтобы в случае разлива зона загрязнения была меньше».

«Резервуар, поврежденный из-за разгерметизации, — это огромная конструкция, которой больше 30 лет. За столько лет он, конечно, обветшал, поэтому мы рекомендуем устанавливать новые конструкции, пока старым не исполнилось 35 лет. Эту аварию можно было бы предотвратить, но состоянию конструкций не уделялось должное внимание».

Отчасти потому что топливо в них — это резерв: «Его хранят на всякий случай, если вдруг возникнут проблемы с газом».

По данным европейского агентства «Коперникус» (Copernicus) об изменении климата, май этого года был самым жарким в истории. Агентство предупреждает о том, что температуры значительно превышают обычные, в особенности в Арктике. В Сибири были зарегистрированы температуры, на 10ºC превышающие норму.

Территория, которая теряет свои очертания

Хотя мы не так много знаем о Сибири, изменение климата уже давно влияет на жизнь и деятельность ее жителей. Они составляют 28% всего населения России, но занимают 75% ее территории: три жителя на квадратный километр. Сибиряки, особенно те, что растут за пределами городов, чувствуют себя маленькими посреди этого нескончаемого и очень сурового региона. В зависимости от времени года приходится бороться то со снегом и льдом, то с глиной и лужами. Изменения температуры приводят к тому, что некоторые пути сообщения из-за замерзания или распутицы перестают использовать гораздо раньше, чем в других регионах России.

Во многих частях Сибири, в особенности на севере, невозможно добраться до горных пород, чтобы построить дорогу. Каждую осень экскаваторы прокладывают пути, убирая снег для лучшего промерзания грунта, повышая таким образом прочность покрытия. Так удается соединить, например, Якутск и Иркутск.

Так называемые зимние шоссе, соединяющие горнодобывающие районы или те, где добывают топливо, с каждым годом начинают таять все раньше. Из-за этого растут цены на транспортировку товаров, которые иногда не могут быть доставлены в срок. Некоторые пути становятся опасными уже 1 апреля, поскольку проходят по рекам и озерам. Двадцать лет назад по ним можно было ездить еще целый месяц.

На северо-западе региона лед на реках Обь и Енисей тронулся раньше, чем когда-либо. Всю весну горели леса: пожары охватили территорию, по площади сравнимую с Грецией. Потом пришел циклон, и начались наводнения.

Дальше на север изменения еще заметнее. По данным газеты «Нью-Йорк таймс», в мае максимальная протяженность ледяного покрова в Северном Ледовитом океане достигла второго самого низкого показателя с начала наблюдений в 1970 году. Это открывает новые возможности для транспортировки товаров по северному морскому пути. Неожиданно Азия оказалась совсем близко. Из Норвегии в Корею можно добраться за 19 дней. Протяженность такого путешествия на 30% меньше, чем через Суэцкий канал.

Избежать попадания топлива в море

По мнению экологических организаций, разлив топлива на реке Амбарная — это худшая экологическая катастрофа, какую может упомнить этот регион.

Президент России Владимир Путин, в среду объявивший чрезвычайное положение в этой местности, публично подверг критике Владимира Потанина, одного из самых богатых людей в стране и генерального директора компании «Норникель». Она является одной из самых рентабельных в России, но ее часто критикуют за то, что она не сделала почти никаких инвестиций в объекты, построенные еще во времена Советского Союза. «Разливы топлива происходят постоянно», — заявляет председатель местной общественной организации «Норильск — мой дом» Руслан Абдуллаев.

На прошлой неделе Путин упрекнул представителей компании, отвечающих за резервуары, в том, что они не заменили поврежденный резервуар вовремя. «Эта компания уже не раз загрязняла эту реку, поэтому среда обитания диких животных и так оставляет желать лучшего», — говорит Книжников.

Российское правительство поручило провести проверку самых неустойчивых строений, установленных на вечной мерзлоте. В то же время оно сообщило, что уже удалось оградить 20 тысяч тонн топлива, оказавшихся в реке Амбарная в Арктике. «Последствия могли быть еще хуже, но мы отреагировали очень быстро и перекрыли реку, пока топливо не дошло до озера Пясино», — объясняет Книжников.

Вчера некоторые инспекторы сообщили российским СМИ, что топливо уже точно попало в озеро. Оно могло бы распространиться по всей поверхности, создав слой всего в миллиметр высотой, поскольку там нет течения. Это нарушило бы кислородный обмен. Из озера Пясино вытекает одноименная река, которая затем впадает в Карское море. Эта река очень важна для Сибири. В этом огромном регионе проблема загрязнения существует еще с советских времен.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.