Творчеству архитектора Уно Ульберга, наконец, посвятили заслуженную выставку.

Один из самых выдающихся архитекторов Финляндии, живший в начале XX века Уно Ульберг (Uno Ullberg, 1879-1944), так и остался для широкой аудитории неизвестным. Его главные работы остались за пределами Финляндии.

Кроме Выборга работы Ульберга можно найти в Cортавале, Приозерске и других городах российской Карелии. Осталось много зданий — правда, не все сохранились в хорошем состоянии.

Труд Ульберга уже давно нужно было охватить единым взглядом, и такая возможность, наконец, появилась. Финский музей архитектуры и Общество Уно Ульберга (Uno Ullberg —seura) организовали солидную выставку и подготовили интересную книгу — благодаря сотрудничеству финских и российских исследователей.

Выставка и книга рассказывают не только о карьере Ульберга, но и о разных этапах развития Выборга и архитектуре города в первые десятилетия XX века. Тогда Выборг стал вторым по размеру городом Финляндии и играл важную роль в подъеме финского функционализма в архитектуре.

Свои последние годы, то есть в период с 1936 по 1944 год, Уно Ульберг был главным архитектором Медицинского управления Хельсинки. В столице Финляндии он спроектировал Детскую клинику, Шведскую высшую школу торговли и Дом Бенсова. Ульберг также проектировал художественный музей в общине Мянття, больницы в городе Оулу и коммуне Кеми, здание главной конторы предприятия «Оутокумпу» (Outokumpu), Школу Онкилахти в городе Вааса и промышленный центр Сорсакоски в общине Леппявирта.

Большая часть экспонатов для выставки была взята из архивов международного значения Финского музея архитектуры. Куратором выставки стал доктор философии Петтери Куммала (Petteri Kummala).

Чтобы узнать больше об этапах работы и жизни Уно Ульберга, Общество Уно Ульберга собрало группу финских и российских исследователей. Сотрудничество может продолжиться, если будет реализовано предложение Виктора Дмитриева, отвечавшего за реставрацию выборгской Круглой башни в советское время. Дмитриев предлагает провести реставрацию Музея изящных искусств и школы живописи Выборга.

Для этого следовало бы создать совместный российско-финский проект — как было в случае с выборгской Библиотекой Алвара Аалто (Alvar Aalto).

​Деятельный характер Ульберга поражает. Похоже, он использовал широкую сеть контактов и успел проявить себя повсюду. Он принимал активное участие как в художественной сфере, так и в банковской, получал важные поручения от разных бизнесменов — например, от семьи Хакманов. Уно Ульберг принимал участие в архитектурных конкурсах — особенно в начале карьеры, когда у него было архитектурное бюро, в котором он работал со своим университетским другом Акселем Гюльденом (Axel Gyldén) с 1906 по 1909 годы.

После проведения Уно Ульбергом в 1920-х годах ряда реставрационных работ закрытая ранее для посещений Круглая башня XVI века стала символом Выборга. Здание Музея изящных искусств и школы живописи — одной из главных работ Ульберга — сейчас использует Эрмитаж.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Есть ещё несколько уникальных для России примеров финского функционализма в Выборге. Один из них — здание художественного музея(ныне — филиала ГосЭрмитажа), построенное архитектором Уно Ульбергом в 1930. Ульберг (1879-1944), швед по национальности, уроженец Выборга — крупнейший архитектор Финляндии. Алваро Аалто отдал ему дань уважения, спроектировав его намогильный камень на кладбище в Хельсинки. Два крыла здания с клинообразным мощеным гранитом двором выходят на выборгскую гавань соединёнными рядом колонн прямоугольного сечения. Очень много света, пространства, белый цвет стен как бы вторит идее классического античного храма в ультрасовременной версии. Здание выдающееся, но нигде рядом вы не найдёте никакой сопроводительной инфы о художнике и его творении #vyborg #viipuri #unoullberg #galeyevgallery

Публикация от Ildar Galeyev (@ildargaleyev) 23 Сен 2019 в 11:50 PDT

В годы учебы Ульберга планировку застройки города еще не преподавали. И все же вклад архитектора в застройку города значителен. Он проводил свои идеи в жизнь, занимаясь реконструкцией зданий.

Когда с 1932 по 1936 год Ульберг был главным архитектором Выборга, застройкой города занимался Отто-Иивари Меурман (Otto-Iivari Meurman).

Уно Ульберг был уроженцем Выборга. В 12 лет он пошел в художественную школу и учился в одно время с художником Хуго Симбергом (Hugo Simberg). Позже он много сотрудничал, к примеру, с Топи Викстедтом (Topi Vikstedt) и Бруно Туукканеном (Bruno Tuukkanen), которые вернули Круглой башне ее исторический вид. Во время процессов после окончания гражданской войны он спас художника Вяйнё Куннаса (Väinö Kunnas) от лагеря и смертной казни.

На выставке также можно будет пронаблюдать плавный и абсолютно естественный переход от югенда к функционализму через классицизм, сделанный Ульбергом в начале столетия. В функционализме он держался независимо, как Алвар Аалто. Похоже, он очень хорошо разбирался в международных течениях, например, в английской градостроительной идее города-сада. Вдохновение он черпал в долгих поездках по Европе.

Вместе с Гюльденом Ульберг принимал участие в разных конкурсах, например, в конкурсе на участие в строительстве Хельсинкского вокзала в 1904 году. Уже в те времена конкурсы были главной возможностью для молодых архитекторов получить масштабные работы. Позже такие грандиозные заказы, как редакция газеты «Карьяла» и банки в Сортавале, Ульберг получил напрямую.

Самая важная работа Ульберга и Гюльдена — здание компании «Хакман и ко» (Hackman & Co) 1909 года. Это здание было выполнено в граните в стиле позднего югенда и успешно пережило военное время.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

А теперь мы познакомимся более детально (в прямом смысле) с самыми красивыми зданиями в Выборге, из тех что я увидела и их будет не мало. Начнём с углового здания Торгового Дома "Хакман и Ко" на пересечении улиц Северный вал и Подгорная. Архитекторы — Гюльден и известный Уно Ульберг. Заказчик — Вильгельм Хакман — один из самых богатых людей города на тот момент. На 1 этаже — контора компании, на 2 — квартира владельца, в цокольном — хозяйственные и подсобные помещения. Фасады в стиле северного модерна выполнены из натурального камня красивого серо-розового оттенка. Современники называли этот дом "гранитный дворец". В камне на фасадах выполнено много деталей: гербы с датой и названием фирмы, рустовка и наличники, парталы входов с растительным орнаментом и большим круглым окном над дверью. На кронштейне эркера выполнен корабль с парусами, возможно обозначая деятельность фирмы. Интересные окна в виде вертикального овала! #россия #russia #vyborg #выборг #архитектура #architecture #fasad #фасаддома #декор #детальфасада #камень #северныймодерн #ульберг #unoullberg #ленинградскаяобласть

Публикация от Анастасия/Anastasia (@just.love.arch) 23 Авг 2019 в 4:23 PDT

Все привыкли считать сосредоточением финского функционализма финский город Турку — благодаря работам Алвара Аалто и Эрика Брюггмана (Erik Bryggman). Но благодаря Уно Ульбергу Выборг, безусловно, был не менее значительным городом, и в Выборге примеров раннего функционализма сохранилось больше — несмотря на все войны. Ульберг приложил руку и к улучшению жилищных условий рабочего населения.

Ходили слухи, что одной из причин Зимней войны было желание советской стороны заполучить электростанцию Роухиала, построенную в 1937 году в Яаски (сейчас — поселок Лесогорский). Эта ГЭС стала образцом для строительства других электростанций после войны. Ульберг также занимался проектированием церквей, школ и зданий для культурных мероприятий.

 

Казалось, что Уно Ульберг был связан со всем, что касалось архитектуры. Он был одним из основателей Союза архитекторов Финляндии (Suomen Arkkitehtiliitto), активно писал, выдвигал инициативы и представлял Шведскую народную партию (RKP) в муниципальных вопросах.

 

По мнению исследователя Киммо Сарье (Kimmo Sarje), в России Уно Ульберга знают лучше, чем в Финляндии: там сохранилось удивительно много его творений. Проведена инвентаризация наследия Ульберга, и оно нуждается в ремонте — который, пожалуй, можно будет реализовать в рамках финско-российского сотрудничества исследователей и строителей. Работам Уно Ульберга уже была посвящена одна выставка — она проводилась в Мурманске, Карелии и Санкт-Петербурге.

Важно отметить особую значимость исследовательского проекта Общества Ульберга. Благодаря ему появилась книга, которую, к сожалению, не успели выпустить к началу выставки. Книга хорошо оформлена и увлекательно написана, я прочла ее в pdf-версии. Будем надеяться, что эта работа появится и в Финском музее архитектуры. В книге есть подробный перечень работ Ульберга.

Кто?

Уно Ульберг (Uno Ullberg)

Родился в Выборге в 1879 году. В 1891 году окончил Выборгскую художественную школу. Позже работал в этой же школе преподавателем (1909-1913).

В 1903 году окончил Политехнический институт.

В 1906 году открыл в Выборге архитектурное бюро вместе с архитектором Гюльденом.

Некоторые работы архитектора в Выборге: здание фирмы «Хакман и ко» (1909), редакция газеты «Карьяла» и жилой дом (1911-1914), Музей изящных искусств и художественная школа (1903), реконструкция Круглой башни (1923).

Проектировал в Сортавале здание Банка Финляндии (1915).

Проектировал в Хельсинки Детскую клинику (1946), Дом Бенсова (Bensowin talo, 1939).

Скончался в Хельсинки в 1944 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.