Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
JB Press (Япония): долгий путь из сибирской глубинки, охваченной коронавирусом, в Японию

Красноярск – Москва – Лондон – Токио за три дня

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саая Тагути уже некоторое время преподает японский язык в российских университетах. В прошлом месяце ему нужно было вернуться из Сибири в Японию. Маршрут был длинным и проходил через Лондон. Он сравнил подходы к организации перелетов в России и Великобритании. И это сравнение оказалось не в пользу последней.

Вот я и вернулся из сибирской глубинки, где бушует пандемия коронавируса, в Токио. На это мне потребовалось 3 дня.

В конце июня истек мой преподавательский контракт в Сибирском федеральном университете (СФУ), и я должен был возвращаться на родину в Японию. В сентябре я начинаю преподавать в Институте иностранных языков Московского городского педагогического университета (МГПУ), а пока мне нужно побывать по делам в Токио.

Японское посольство в Москве уведомило меня по электронной почте, что на 21 июня намечен рейс Москва — Лондон, осуществляемый по временному расписанию. Я решил воспользоваться им, чтобы из Лондона добраться до Токио, потому что ситуация с возобновлением регулярного авиасообщения Россия — Япония пока непонятная.

21 июня я отправился из ставшей мне родной Сибири в Москву. Авиабилеты покупал в авиакомпаниях. Билеты Красноярск — Москва — Лондон обошлись мне примерно в 920 долларов. Нормально! Путешествие из Лондона в Токио авиакомпанией ANA стоило порядка 2000 долларов. Недешево!

21 июня

Рейс Красноярск — Москва. Отправление в 11:10 по местному времени, прибытие в Москву в 12:05. Разница во времени между двумя городами 4 часа.

Меня сразу поразило то, что практически все пассажиры рейса были в медицинских масках и перчатках, как и экипаж. Вообще-то для россиян это не очень привычно, но тут все правила были соблюдены. В полете раздавали маски дополнительно. Перед посадкой в самолет всем руки обработали обеззараживающей жидкостью. Порядок!

Самолет был заполнен практически целиком, так что было тесновато. Кормили хорошо. Во время еды все маски снимали. Стюардессы развозили напитки и принимали заказы у людей, которые были, конечно, без масок. Волновался за девушек. Дело в том, что в России принято, что стюардессы вежливо разговаривают с пассажирами, склоняясь к ним. А тут пассажиры во время еды без масок!

В Москву прибыли на 10 минут раньше расписания. Для меня это была радость! На пересадку до Лондона у меня было целых 2 часа. Быстро получил багаж. Обслуживание на высоте! Теперь мне нужно добраться из терминала В до терминала F. Я с самого начала беспокоился именно за это, и как угадал. Из-за коронавируса мини-поезд между терминалами не работает. Раздумывать было некогда, и я бросился к такси. За 5 минут и 1200 рублей я благополучно добрался до международного терминала.

У входа настроение упало — очередь была такая, что автоматические двери практически не закрывались. Но неожиданно двигалась она довольно быстро. От проверки багажа на входе до стойки регистрации очень близко. Хорошо придумано! Люди стоят на регистрацию в масках, соблюдая социальную дистанцию. Хорошо! Я тоже встал в очередь.

Немного погодя вокруг очереди стала бегать молодая сотрудница аэропорта и громким голосом спрашивать: «Кто на рейс в Лондон?» Я решил откликнуться, и меня быстро направили к соответствующей стойке. За ней деловитый молодой человек быстро оформил мой багаж и выдал мне посадочный талон. Не успел я подумать, как все удачно складывается, как меня пригласили на посадку. Правда, поменяли выход.

Через 2 часа после прибытия в Москву я уже сидел в самолете на Лондон. В 7 часов вечера благополучно приземлился в британской столице.

Аэропорт Хитроу

Меня поразило, что в такой сложной ситуации с пандемией коронавируса в Великобритании, выход в город из аэропорта Хитроу был свободный. Необходимо только наличие весьма формально выдаваемого разрешения на 48 часов с официальной отметкой иммиграционных властей. При отсутствии такого разрешения штраф 100 фунтов.

Бланк разрешения я заполнил в самолете. По прибытии двинулся к выходу, где с обоих сторон стояли суровые служащие аэропорта. Их я миновал без проблем. Вот и паспортный контроль. Я встал к окошку, над которым были изображены флаги 10 наиболее развитых стран мира, в том числе и Японии. Как здорово! Не успел я порадоваться, как обнаружил среди них и флаг Южной Кореи. Вот так! Здесь меня заставили почувствовать, что эта страна реально начала обгонять Японию в производстве электронной техники, IT-продукции и даже косметики!

Видимо, из-за коронавируса, на этот раз иммиграционные власти отпечатки пальцев у нас не брали. Удовлетворились только отметкой в разрешении на пребывание и паспортом.

За пять минут я добрался на такси до отеля Ibis Styles London Heathrow Airport. От водителя меня отделяла стеклянная перегородка.

На ресепшен тоже имелась прозрачная перегородка. Здесь я попал в объявленный правительством Великобритании и прописанный в моем разрешении на пребывание режим самоизоляции. Никаких выходов в город. Рядом змеилась очередь желающих поужинать в единственном кафе. Я плюнул на это дело и пошел к себе в номер.

За завтраком спустился в кафе утром. Для каждого постояльца имелась отдельно сервированная тарелка. Взял ее и вернулся в номер.

На обед заказал по интернету кебаб из Uber Eats. Получил заказ в лобби отеля. Пообщался со своей бывшей ученицей (раньше работал преподавателем японского языка в Англии) по скайпу. Она мне сказала: «Держитесь!» Да уж, в хмуром и неприветливом Лондоне только и осталось, что держаться.

На такси приехал в аэропорт «Хитроу». Все заведения общепита в аэропорту закрыты. С 16:00 началась регистрация. Все сотрудники в масках. Ведут себя в целом спокойно и даже обмениваются шутками. Но я вспомнил, что в этом самом аэропорту во время проверки личных вещей у одного моего знакомого украли приличную сумму денег, и шутить мне как-то расхотелось. Я тщательно следил за движением своих вещей, положенных в специальную коробку на ленту сканнера.

Ну вот и последний этап пути

Рейс японской авиакомпании ANA вылетает из Лондона в Токио в 19:00. Формальности закончены. Почему бы, как нормальному путешественнику, не пройтись по «дьютикам» пустого аэропорта? Не тут-то было. Все магазины закрыты. Открыт только LEON. В аптечном киоске BOOTS продается только крем для загара, аспирин и электрические зубные щетки.

В магазине LEON хотел купить одеколон. Попросил разрешения попробовать запах, но продавщица твердо отказала. Вот это да! Как же можно купить одеколон без пробы? Странный аэропорт. В качестве альтернативы купил часы Olivia Burton, к которым давно присматривался. И можете себе представить — с 30%-ной скидкой! Почти вдвое дешевле, чем в Японии!

В самолете ANA

В Токио вылетел самолетом авиакомпании АNA. Регулярный рейс. Полупустой. Можно было устроиться поспать на ряду из 3 кресел. Создалось такое впечатление, что число пассажиров было равно количеству членов экипажа.

Еда прекрасная. На ужин взял ростбиф (попрощаться с Англией), на завтрак скумбрию в соусе «терияки» (здравствуй, Япония)!

В самолете всем раздали заявления на прохождение теста на коронавирус в аэропорту Ханэда. 5-6 листов! Каким путем, минуя общественный транспорт, будете добираться до места назначения? Его адрес? Кто вас встречает? Если будете жить в отеле, то его адрес и бронь (можно электронную). Кстати, отель — по вашему выбору, а не указанный властями. Те лица, которые следуют по адресу проживания, могут не ждать результатов теста. При положительном результате вас известят по телефону на следующий день, при отрицательном — по электронной почте через 2-3 дня.

Самолеты ANA — это уже Япония. Можно наслаждаться родиной. Посмотрел два фильма. Потом заснул. Разбудили к завтраку за 30 минут до посадки. Так что особенно понаслаждаться не получилось.

Один из фильмов был российского производства и назывался «Зима». Я ощущал его как «До свидания» из России. А поскольку Россию я люблю, то и смотрел его с удовольствием. Фильм про русскую мафию и то, как герой попадает в ледовый плен. Не шедевр, но интересно. Второй фильм с Риэ Мядзавой в главной роли «Любовь, обжигающая, как кипяток». Это шедевр.

В аэропорт Ханэда прилетели в 14:00. По связи объявили, что прибыли мы немного раньше расписания, поэтому нам придется около часа ожидать, пока тест на коронавирус пройдут пассажиры предыдущего рейса. Потом сказали, что ждать придется всего 30 минут.

В 14:30 вышли из самолета и попали в руки карантинной службы. Каждого пассажира приглашали к отдельному столу.

Не думал, что тест на коронавирус — такая неприятная процедура. Сначала длинной палочкой у тебя ковыряются в носу, затем через некоторое время — отдельно в правой ноздре. Потом дают небольшой сосуд и просят выдавить из себя в него порядка 2 мл слюны. На всякий случай перед вами кладут картинку маринованной сливы или лимона. Приходится терпеть. Ведь все это делается для того, чтобы освободить вас от подозрения в наличии коронавируса.

Если у вас есть встречающие вас лица или члены семьи, то вас отпускают с ними, не дожидаясь результатов анализа. Если нет — вас направляют в специально выделенные огороженные части зала ожидания, где заставляют ожидать результатов. Вот это самое мучительное.

Там мне и предстояло прождать родственников до 21:00, когда они могли приехать в аэропорт после работы.

Никаких кинофильмов в зале ожидания нет, да и сидеть долго в неудобных креслах трудно. Прилечь негде. В то же время по громкой связи объявляют, что в целях избежания неудобств, ожидающие результатов могут остановиться на 2 ночи в специально определенных властями гостиницах. Но я выбрал скамейку ожидания в аэропорту.

Где-то к 19:00 объявили первые результаты. У меня анализ отрицательный. Слава богу! Но при этом меня предупредили, что 100%-ной гарантии отсутствия коронавируса нет и рекомендовали по возвращении домой находиться на самоизоляции в течение двух недель. Восемь часов вечера. Покидаю здание аэропорта. Лучше подожду на воздухе на лавочке.

У выхода из аэропорта наряд полицейских внимательно рассматривает сгрудившихся там одиноких «возвращенцев» с большими чемоданами. Им путь домой пока закрыт.

В 22:00 я дома. Ничего себе, путешествие издалека!

Саая Тагути — лингвист, выпускник престижного университета «Аояма гакуин» и аспирантуры Школы восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета. В 2012- 2015 гг. преподавал японский язык в Пермском государственном университете, в 2019 — 2020 гг. в Сибирском федеральном университете (Красноярск). С сентября 2020 года приступает к обязанностям старшего преподавателя японского языка в Институте иностранных языков Московского городского педагогического университета.