Однажды руководитель одного из западных государств сказал нечто разумное о роли автомобилей при социализме. То, что это был Рональд Рейган, вряд ли кому-то придет в голову. Тем не менее, именно этот американский президент, окрестивший Советский Союз «империей зла», фигурирует в документальном фильме телеканала Arte «Автомобили при социализме: свобода на четырех колесах» как своеобразный знаток особенностей приобретения автомобилей в восточном блоке.
В одном из эпизодов фильма Рейган рассказывает анекдот, имевший хождение в СССР. В нем рассказывается о человеке, решившим купить автомобиль. Он приходит в соответствующее учреждение, вносит деньги, и ему говорят, что через десять лет он может прийти за своей машиной. «До обеда или после?» — спрашивает покупатель. На недоуменный вопрос служащего, какое это будет иметь значение через десять лет, человек отвечает: «Сантехники у нас ходят по домам только до обеда».
Авторы фильма Георгий Богданов и Борис Миссирков с иронией вспоминают в своей киноленте, что людям в государствах так называемого восточного блока приходилось долго ждать многого, но прежде всего — своего собственного автомобиля. Но это ожидание стоило того, потому что — как и для людей по другую сторону железного занавеса — автомашина была для них не только предметом потребления, но и маленьким кусочком свободы. О роли автомашины в восточном блоке и идет речь в документальном фильме «Автомобиль при социализме: свобода на четырех колесах».
Не очень познавательно, но с большой любовью к автомашине
В фильме нет вездесущих немецких телеисториков, извергающих из себя потоки фактов об автомобильной промышленности при социализме. Однако зрители фильма узнают, что Советский Союз, вообще-то отсталая в отношении автомобилестроения страна, доминировала в восточном блоке не только в военной и идеологической областях, но и производила больше автомобилей, чем все другие «братские страны».
Но в остальном фильм сообщает на удивление мало фактов. Даются кое-какие сведения об автомобильной индустрии в ГДР, Чехословакии и Советском Союзе. Но зато зрители узнают многое о самих машинах и их владельцах, некоторые из которых до сих пор холят и лелеют своих железных коней.
Кувалда в роли стартера
В центре повествования находятся забытые и малоизвестные на Западе «социалистические» автомобили. При этом особое внимание уделяется не вездесущей «Ладе», которая, конечно, присутствует в фильме, а таким моделям, как Wartburg и «Москвич», а также сильно напоминающему Fiat 600 «Запорожцу ЗАЗ-965». Эта машина стала известной на Западе благодаря короткому эпизоду одного из фильмов о Джеймсе Бонде, где цэрэушный связной Бонда ЦРУ заводит свой ЗАЗ-965, изо всех сил долбанув по нему кувалдой.
Режиссеры фильма Георгий Богданов и Борис Миссиков умело представляют все эти относительно неизвестные автомашины. Так, показав новый «Запорожец» 1966 года выпуска, они делают скачок в год 2019 и демонстрируют серебристо-синий ЗАЗ-965 автолюбителя Петара Клиссарова. Его машина стоит на платформе автоперевозчика, которого обгоняет Chevrolet Camaro. Благодаря переходам от кадров с современными автомобилями к изображениям нынешних владельцев «социалистических» машин фильм воспринимается как хорошо поставленный автомобильный балет и зрители погружаются в эмоциональный мир, окружающий эти олд-таймеры.
Автомобиль для беднейших слоев населения
«Маленький „Запорожец" был задуман как машина для самых бедных, — говорит Клиссаров, — а таких в коммунистические времена было немало». Обшарпанные дверцы этого автомобиля были в известном смысле воротами к маленькой свободе, которую дарил человеку автомобиль. Но не только поэтому покрытый серебристым лаком экземпляр Клиссарова играет в фильме особую роль.
Его доведенный до совершенства экземпляр, которому многочисленные другие «Запорожцы» пожертвовали запчасти, не имеет ничего общего со средством передвижения для народных масс. «Одни только клапаны двигателя, без дисков, без покрышек стояли 12 тысяч долларов», — объясняет Клиссаров в фильме. Некоторые части автомашины были упакованы каждая отдельно и отправлены в Канаду для хромирования. Благодаря этому его синий «Запорожец» с белым салоном превратился в прямую противоположность малолитражки для бедняков. Теперь покрытый тентом он стоит на обочине дороги.
«Деньги, — говорит Клиссаров в подходящих к его автомобилю по стилю белых полуботинках от Prada, — это еще не все. Есть еще вещи, которые просто необходимо делать». Его превращенный в стильный малолитражный автомобиль «Запорожец» показывает, насколько важны «социалистические» автомобили многим людям. Однако эта машина обнажает еще одну проблему: она хотя и является неким историческим артефактом, но относится к истории, которая все больше забывается, в том числе и в Болгарии, на родине Клиссарова. Автолюбитель сетует на то, что большинство сегодняшних молодых людей даже не знают, что это за автомобиль. Они принимают его то за Mini-Cooper, то за какой-то Fiat. «Им в голову не приходит, что это может быть „Запорожец", автомобиль эпохи социализма».
Рассказывая историю о синей малолитражке и ей подобные, документалисты показывают, как люди жили с такими автомобилями, при этом не замалчивая недостатки таких машин или мрачные стороны стоявшей за ними системы. В фильме прослеживается связь между целью социализма, заключавшейся в стремлении превзойти Запад, и жестоким добавлением Пражской весны, массовым бегством граждан ГДР на Запад незадолго до конца восточного блока, когда тысячи людей на своих «вартбургах» и «трабантах» пересекали границу ФРГ. Все это превращает ленту в волнующий автомобильный кинофильм, хотя он — как минимум с технической точки зрения — мало что рассказывает об самих автомашинах.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 2 Так фильм об автомобилях или преимуществах строя всеобщего богатств на строем всеобщей бедности? Множество американцев и по сей день живут в раритетных автомобилях, этакая программа доступного жилья. 
| 2 Наша семья представляла из себя "союз" бюджетников. Самое нищее социальное Дно общества СССР. Мама - участковый врач в поликлинике крошечного посёлочка, отец - "начальник" испытательного стенда на авиационном полигоне в лесах за этим посёлочком. С дипломом техникума. Тем не менее первый автомобиль купили в 1969-м. Родителям было по 33 года. Поженились в 1965-м. До этого ездили на мотоцикле. Это был ЗАЗ-966. Совсем не крошечный по тем временам. Я, будучи школьником, "спал" на заднем диване во время поездок из посёлка в Мещёре на Чёрное море. После 1969-го и по нынешнее время автомобили в семье были всегда. До 90-х годов в семье автомобили покупали только по "госцене". В том то и была проблема. Как и хорошее мясо по 2 рубля было не купить свободно и без очереди, так и Жигули за 5500 руб. приходилось ждать долго. Москвич - за ради бога, без очереди. Волгу (9600руб.) - вообще - до бесконечности. Правдами-неправдами, по очереди, на машину вставали в очередь и мама, и папа, и бабушка... Удавалось через несколько лет менять авто на новый. Жигули. Поскольку отец продавал "старые" машины сам - я знаю, что кавказцы и среднеазиаты влёгкую покупали их по цене новых, а то и дороже. А новые, у блатных владельцев - по 2...3 цены, в зависимости от модели и марки. Т.е. каждый мог пойти и купить мясо отличного качества и без очереди за 10р вместо 2х. И также, каждый мог идти и покупать авто класса Жигулей за 10..15.000 или 20.000 (новую машину) рублей. Без очереди! Как, кстати, и 3-комнатную кооперативную квартиру за 3600 руб. с последующей рассрочкой на 20лет ещё доплаты в 5000 руб. Это реальности СССР, о которых молчат нынешние пропагандисты. Просто людям в ССР было обидно, что существовали блатные, кому были без очередей доступны ГосЦены на товары и бесплатное жильё. Именно эта несправедливость в СССР и раздражала людей. Но ведь нынешние критики и писатели о социализме об этом не напишут. В общем и целом жизнь мало отличалась от жизни в "свободном мире". Богатство и бедность были везде. 
| 0 Интересно было бы посмотреть на автопром Америки, если бы по её земле прошлась такая война, какая выпала на долю Советского Союза в 1941 году? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| -1 szdd, по Европе война тоже нещадно прошлась, однако же с автомобилями у них дела обстояли получше. Проблемы с советскими машинами росли из уродливой и не эффективной экономической и политической модели страны, а также изначально ошибочному подходу к автомобилизации. 
| 0 Интересно было бы увидеть цифры сравнения количества проданных авто с подержанными в штуках. Я про те же США. Т.е. сколько там людей ездят на 5-ти -- 10-летних авто, купленных на вторичном рынке? И сколько там ездят на поношенных авто? Тока не надо мне писать, что ихние подержанные лушчее наших новых. Ношенное есть ношенное, есть усталость материалов и есть у иномарок такая "изюминка", как "деталь в сброе" при ремонте. Это, иллюстрация, когда шаровая опора меняется не отдельно и даже не парой, а вместе со всем мостом/подвеской.
Показать новые комментарии (0)scorpio111155
Villy_Churak
szdd
Artemus
realAVA
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)