Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Затерянные во времени: русское село в Болгарии (bTV Новините, Болгария)

В селе Казашко говорят по-русски, сохраняют старинные традиции и поют казачьи песни

© CC BY-SA 4.0 / Litev / Перейти в фотобанкРусская православная старообрядческая церковь в селе Казашко, Болгария
Русская православная старообрядческая церковь в селе Казашко, Болгария - ИноСМИ, 1920, 31.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Село Казашко — самое маленькое село Варненской области с богатой историей. В нем до сих пор живут потомки казаков и говорят на русском языке. Староста села делает все возможное, чтобы Казашко имело современный вид, но вместе с тем сохраняло казачьи традиции.

Село Казашко возникло более века назад, здесь обосновались потомки казаков-старообрядцев — этнических русских, по религиозным причинам покинувших Российскую империю во время правления Петра Великого. Сначала они расселились по Дунаю, часть из них перебралась в Турцию. Позднее некоторые потомки казаков переселились в Болгарию.

«Дорога привела их на берег Варненского озера. Место им понравилось: тихое, красивое, вдалеке от крупных городов, здесь они могли спокойно рыбачить. Рыболовство — основное занятие жителей Казашко. Дед Никола рассказывал, что на одном из островов в неизвестном озере в Турции спрятано сокровище казаков. Их богатство — иконы, книги, а также множество казачьих атрибутов. По дороге в Болгарию они решили их закопать, чтобы вернуться за ними потом. После Первой и Второй мировой войны обстановка в Европе не позволила им вернуться в Турцию, поэтому сокровище так и осталось где-то там, на острове в Турции» — рассказывает Гергана Петкова, кмет (староста) села Казашко.

В 1908 году царь Фердинанд I своим указом признал село, дав ему название «Казашка махала» («Казачья деревня»). Позднее село было официально переименовано в Казашко. Паша — одна из немногих оставшихся потомков казаков. Ее дед был лодочником. «Единственные лодки, известные всему Черноморскому побережью Болгарии — от Балчика до Созополя — липованки. Так называли эти лодки. Очень красивые. Папа рассказывал мне одну историю: когда дядя был маленьким, ему нравилось играть у озера под станцией. Царь Борис любил водить поезд. Он остановился на нашей станции и вышел. Увидел, что дядя играет один, стал его спрашивать — кто ты, что ты, где твой отец — и за руку отвел его к деду», — вспоминает Параскева Липолитова-Генова.

Царю Борису очень понравились липованки деда Конрада и он велел ему сделать такую и для него. «У папы была своя собственная лодка, на ней он поехал в Евксиноград (летняя резиденция болгарской царской семьи — прим. перев.), а мама, бабушка и дед ехали на извозчике. Когда дед получил деньги за лодку, он их поделил. Папа купил на них будильник и все мне говорил: „Это будильник от Царя!"» — рассказывает Паша.

До сих пор в последних казачьих семьях говорят на старом русском языке. «У нас было очень красивое село. Особенно хорошо оно было по воскресным дням: молодые парни и девушки, взявшись за руки, обходили все село, пели песни, прямо как в „Тихом Доне" — наверняка вы видели этот фильм. Сначала они негромко пели, проходили вдоль реки, а потом танцевали. После этого они расходились по домам. Это больше никогда не повторится…

По субботам русские не работают, у нас были русские бани. Топили баню и мылись, грели в чайнике вино с яблоками и лимонами, а по воскресеньям все шли в церковь под звон колоколов. Наши старообрядцы очень чистоплотны, все в белых фартуках, в белых платочках. Наши мамы плели косы и надевали специальные головные уборы», — вспоминает Паша.

В молодости Паша работала лаборантом. Сейчас она живет одна, но у нее есть сын, дочь и внуки, которые хоть и живут в городе, но часто приезжают к ней и заботятся о ней. Она никогда не думала о том, чтобы уехать из Болгарии.

«Здесь моя родина, я люблю Болгарию. Когда я смотрю на здешнее море, моя душа переполняется радостью. Помню, как училась в Шумене и ездила все время на поезде, и как с моря дул ветер… Болгария есть Болгария, это мое место. Здесь выросли мои дети. Русские любят болгар», — считает Паша.

В 1946 году большая часть казаков вернулась на родину. В селе стало жить больше болгар. « Мой дед — один из первых болгар, переселившихся в Казашко в конце 50-х. Он переехал сюда из города Велико Тырново. Этот энергичный человек умело работал с местными властями, работал над благоустройством села, заасфальтировал улицы. Он учил казаков земледелию — они в основном рыбачат. Я не только унаследовала его имя, но, возможно, и его боевой дух — как и он, я не опускаю руки перед трудностями», — говорит Гергана Петкова, кмет села.

Деревня больше не выглядит так, как раньше. Нет соломенных казачьих хат, не осталось чисто казачьих семей. Гергана, пытающаяся сделать из Казашко современное болгарское село, также старается сохранить культуру казачества.

«Все хорошее, что возникает при переплетении болгарских и казачьих традиций, помогает нам строить будущее: почти в каждой здешней семье есть болгары», — отмечает Гергана.

В селе есть школа, где самым юным жителям села преподают вероучение и русский язык. В 2019 году Казашко стало побратимом Нахатуевской станицы, расположенной недалеко от Новороссийска (Россия). «Они действительно помогают нам понять, что такое казачество. Сегодня мы отошли от реальной культуры этих людей, и своей работой я пытаюсь воскресить память, разжечь огонь в сердцах этих людей. Надеюсь, это будет продолжаться и после меня», — говорит Гергана.