Как любое чудо советской технической мысли, УАЗ-452 имеет бесчисленное количество модификаций. Однако немногие из них могут тягаться с «буханкой» с газотурбинным двигателем.

Необычный УАЗ, появившийся в 70-х годах прошлого века, стал решением широко распространенной проблемы запуска реактивных двигателей, используемых в то время в советской авиации. В случае неисправности самолета фургон служил внешним компрессором для подачи больших объемов воздуха для вращения турбин.

История умалчивает, почему не были внесены необходимые доработки в конструкцию самого самолета, чтобы избежать подобных недоразумений. «Усатый» УАЗ исправно выполнял свою работу вплоть до 2015 года.

Внешний стартер самолета представляет собой стандартную модель УАЗ с массивным передним бампером, на который намотан резиновый рукав (гофрированный шланг). В его кузове размещен авиационный двигатель ТА-6А, развивающий до 24 тысяч об/мин. Автомобиль оборудован окнами без стекол, но со стальными жалюзи для лучшего охлаждения.

Серийное производство модификации происходило на предприятии «Гидравлика» в г. Уфе, усовершенствованные «УАЗы» использовалось для запуска самолетов Ту-154, Ил-62М, Ил-76, Ту-22М и Ан-22А. Технические работники аэропортов рассказывают, что рев мобильного компрессора был столь оглушителен, что даже специальные антифоны не помогали.

В таких условиях оператор должен был находиться в машине, чтобы контролировать процесс с помощью пульта управления. Связь с экипажем самолета осуществлялась по переговорному устройству, при резком повышении температуры срабатывала система пожаротушения.

Комментарии:

Коментатор

«Чудо» российской техники! Люди, в каком мире вы живете?

Джуган

Хорошо, что использовали газотурбинный двигатель, а ведь могли бы остановиться на паровой машине

Ело

Сами не знают, о чем рассуждают — при температуре минус 40-45 градусов не заведется ни один западный самолет. Чтобы самолет завелся, его надо держать в закрытом отапливаемом ангаре. А перед полетом самолеты обрабатывались специальной жидкостью против обледенения крыльев. Когда я летал в Западную Сибирь (в 1982 г.), на улице было минус 87 градусов! Везде использовали арктическое топливо, работающее при минус 60 (антифриз выдерживает до минус 60!). Для тех, кто не привык к холоду, достаточно было провести 30 минут на улице при температуре минус 40, чтобы околеть. Сейчас самые «умные» набросятся на меня за то, что я поделился своими воспоминаниями. Таким нужно только одно — восхвалять «цивилизованный Запад», потому что там «рай», а весь остальной мир — в том числе Болгарию — нужно считать «адом».

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.