«Сибирь, деревня Бугене III-06

Мои родные!

Свадьбу мы сыграли в прошлое воскресенье… Церковь была украшена сосновыми ветками и цветами… Потом все пришли к нам. Мы пригласили лейтенанта, инженера, церковных служителей и нескольких старых воров и убийц».

Так начинается письмо Юхо Лехто (Juho Lehto) в родную Финляндию.

В письме он говорит, что молодых сфотографировали в пустой церкви — уже после того, как повенчались еще три пары. Лехто пообещал прислать фотографию в Финляндию, если она окажется удачной.

Эту фотографию уже ранее публиковали в другой статье Yle об арестантах, высланных в Сибирь. Она числится в коллекции Музейного ведомства Финляндии.

​На фотографии запечатлена свадьба церковного учителя Юхо Лехто и диакониссы Ээвы Кетонен (Eeva Ketonen) в финской деревне Бугене в Сибири. Фотография была сделана 11 марта 1906 года. Эта же дата указана в старой газетной вырезке. Больше о фотографии ничего известно не было.

После публикации первой статьи об этой истории с редакцией Yle связались несколько человек, узнавших фотографию.

Эту фотокарточку тогда получили родственники Юхо Лехто. Много позже они передали ее в Музейное ведомство Финляндии.

Оказалось, что Ээва и Юхо вернулись из Сибири в Финляндию, долгое время жили в Сортавале, а после войны обосновались в общине Весилахти недалеко от Тампере.

Также выяснилось, что яркий период жизни семьи Лехто в Бугене был описан в биографическом рассказе «Парень из Тампере в Сибири» (Tampereen poika Siperiassa).

В одном письме, которое было написано сто лет назад, также выясняется причина, почему в Музейном ведомстве зафиксирована другая дата венчания: Юхо пользовался русским календарем, который отстает на пару недель от финского.

Самое старое финское поселение — село Рыжково, куда в начале XIX века выслали группу ингерманландцев, выступивших против своего хозяина, барона Унгерн-Штернеберга. Рыжково сгорело в середине XIX века и его жители перебрались в деревню Бугене, которую также называли «большой финской деревней».

Когда приехал Юхо Лехто, в Бугене было около 70 домов. Жителей было максимум 700. Большинство — финны, но среди них были и эстонцы.

Деревня Бугене стала преуспевающей общиной.

Деревня находилась на черноземных землях. Для возделывания зерновых культур даже не требовалось удобрений, вспахивать поля было легко, камней в почве почти не было. У жителей деревни было много скота, с ближайшими городами велась активная торговля. Еще одним козырем деревни была маслобойня.

Однако старые ссыльные вовсе не были безгрешными. Драки и попойки были обычным делом. Мало кто умел читать.

Такой безбожный образ жизни привлек к себе внимание Великого княжества Финляндского. В Сибирь отправили священника, чтобы тот навел порядок на «диком востоке». Пастор Йоханнес Гранё (Johannes Granö) поселился в Омске, но до Бугене ему было довольно далеко. Он нуждался в помощнике.

«Сибирь. У этого места плохая репутация»

Тогда Юхо Лехто был 20-летним молодым парнем из финского Тампере. Малообеспеченный сирота. Религиозный молодой человек прошел обучение в сортавальской диаконии.

Затем Лехто работал в психиатрической больнице Питкяниеми. Неожиданно ему предложили должность катехизатора (церковного учителя) в Сибири. Ответ нужно было дать следующим утром.

«Сибирь. У этого места плохая репутация. Туда попадают воры, грабители, убийцы и изгнанники».

Однако энергичный молодой человек нуждался в новых вызовах, и в Финляндии его ничего не держало. Юхо Лехто удалось уговорить поехать в Сибирь Ээву Кетонен, учившуюся в Институте диаконисс. Их путь в Сибирь начался в сентябре 1905 года.

Далее приводятся отрывки из воспоминаний Юхо и Ээвы Лехто.

Они называют Бугене деревней, которую защищают от грабителей и лесных животных болота. «Жестокость, которой так много во всей Сибири, здесь встречается сравнительно редко».

Однако много бед приносило пьянство. Большинство жителей деревни не умели читать.

В деревне нашлось здание школы, но оно было таким ветхим, что в зимние морозы там было холодно даже в овчинном тулупе и валенках. У Юхо развился ревматизм.

У Юхо и Ээвы было много обязанностей: они отвечали за весь процесс обучения в школе, за оказание медицинской помощи и проведение религиозных мероприятий — от крестин до похорон. Юхо взял на себя руководство обществом трезвости — что не всегда было легко.

Иногда церковные обряды надо было проводить и в соседней деревне. А также оказывать медицинскую помощь — за это отвечала Ээва.

Для жителей деревни эта финская пара была незаменимой. Поэтому их очень уважали.

Это подтверждают и щедрые свадебные подарки, которые молодые получили от жителей деревни: свинья, теленок, петух с курами и пара гусей. В какой-то момент скота стало так много, что у семьи Лехто появилось свое небольшое хозяйство.

Странные ссыльные арестанты

В воспоминаниях есть яркие описания жителей деревни Бугене.

Для школы понадобились парты, и за их изготовление отвечал кузнец Херманни Ронкайнен (Hermanni Ronkainen), известный ссыльным как «ужас Иисалми». Работа была выполнена безукоризненно.

Слабым местом Ронкайнена была любовь к спиртному.

Когда его жена скончалась и настало время похорон, Ройканен был пьян в стельку. Гроб опустили неудачно, тело выпало в могилу. Ронкайнен запрыгнул в могилу, взял тело за талию, запихнул его обратно в гроб и выругался: «Оставайся там, черт тебя подери!»

«Ссыльные арестанты были очень странными», — вспоминал родившийся в Бугене сын Ээвы и Юхно Вяйнё Лехто в интервью одной газете в 1970 году.

Еще одна известная личность тех мест — Матти Ункури (Matti Unkuri). Он сам просил выслать его в Бугене и стал там успешным торговцем.

Он часто занимался торговлей в крупных городах Омске и Таре. Добираться до этих городов было долго, на пути подстерегало много опасностей.

Однажды на Ункури, который ехал в город со своей дочерью, другом и его дочерью, напали грабители. Дочь Ункури и друг погибли.

На Юхо Лехто тоже нападали в дороге, но его спасли хорошие лошади.

Маленькие выносливые сибирские лошади с густой шерстью не раз спасали упряжку Юхо Лехто и от волков. Волки нападали в долгие и суровые зимы, когда еды было совсем мало. Они часто караулили свои жертвы на обочинах дороги в Омск.

Путь через Страну Советов

Ээва и Юхо Лехто пробыли в Сибири 16 лет — до революции.

Бушевавшая в России гражданская война докатилась и до отдаленной деревни Бугене. Войска не раз проходили через деревню, грабя местных жителей и отнимая у них еду и лошадей.

Однажды белые заставили 14-летнего Эйно, сына семьи Лехто, работать возницей. Родители боялись, что больше никогда не увидят своего ребенка. Смышленый парень все же смог сбежать от пьяных солдат — лошадь помнила дорогу домой.

Но пришла пора прощаться с Бугене.

Семья Лехто отправилась домой 26 мая 1921 года. Вместе с ними в Финляндию поехали 40 жителей деревни.

Уезжать никто не заставлял, некоторые остались. Разрешение уехать из Советской России получили не все. Например, эстонцы попали на родину только в следующем году.

Дорога домой длилась семь недель. До Омска добирались на перекладных, дальше — товарным поездом.

На получение разрешений часто уходило много времени. В Москве, пока ждали, пришлось три недели варить кашу и давить постельных клопов.

К счастью, путники запаслись едой. Пополнять продуктовые запасы было практически невозможно: деньги обесценились.

Когда наши путники пересекли границу, их отправили на двухнедельный карантин. Чтобы избавиться от паразитов, они каждый день парились в сауне. Два сына Лехто попали в больницу с чесоткой.

Тот карантин семья Лехто вспоминала как самую печальную часть их поездки. Свобода и родные были уже близко, но им приходилось ждать.

И в то же время все было в новинку. Письма в тот неспокойной период не доходили, путники не знали, что сейчас происходит в Финляндии.

Их ждал большой сюрприз — Финляндия обрела независимость.

Ээва и Юхо Лехто приехали с пятью детьми в Тампере ранним утром 12 августа 1921 года.

В их жизни начался новый этап.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.