В Москве сходятся все российские железные дороги страны. Столица — центр железнодорожного сообщения России. На одной московской площади друг рядом с другом расположены три больших вокзала.
Всего в Москве девять вокзалов. Они соединяют столицу с разными регионами огромной страны, а также с Западом, так что все поездки начинаются и заканчиваются здесь. Киевский вокзал соединяет Москву с Украиной, а также с Будапештом и Веной. С Белорусского вокзала можно отправиться в белорусскую столицу Минск, в европейские города Берлин и Париж. Поезда с Курского вокзала уходят в сторону Курска, Харькова, Ростова-на-Дону, а также на Кавказ, а с Рижского вокзала можно поехать в Прибалтику — Латвию, Литву и Эстонию.
Площадь, на которой в непосредственной близости друг к другу расположены три больших вокзала, — главный символ, олицетворяющий притязания Москвы на роль неоспоримого транспортного центра страны. Её официальное название — Комсомольская площадь, но москвичи чаще называют ее Площадью трёх вокзалов. C северо-западной стороны находятся Ярославский и Ленинградский вокзалы, с юга — Казанский вокзал. Композицию венчает гостиница «Ленинградская». А в центре с незапамятных времен находится памятник Ленину. Вождь революции левой рукой держится за лацкан пиджака, правая рука — в кармане брюк.
Плавильный котел национальностей
Ежедневно через Площадь трёх вокзалов проходит почти 1 миллион человек — приезжие из пригородов столицы или расположенных в нескольких часах езды городов и деревень, путешественники, которые провели в поезде два, пять или все десять дней. Это люди разных национальностей: узбеки, украинцы, таджики, монголы, западные европейцы… То и дело можно увидеть и солдат, будто страна находится в состоянии войны…
Китайские туристы на пути в Санкт-Петербург
Стихийных лотков и палаток, с которых торговцы еще несколько лет назад продавали здесь фрукты, лимонад, пирожки, шапки из кроличьего меха, сувениры на революционную тематику и замотанные в целлофан блеклые розы, теперь больше нет. Зато в здании вокзалов появились современные сувенирные магазины и рестораны.
И еще одно обновление: с некоторых пор объявления об отправлении поездов стали дублироваться ещё и на китайском языке, в первую очередь на Ленинградском вокзале. Таким образом город отреагировал на растущее число китайских туристов, которые отправляются отсюда в Санкт-Петербург.
Казанский вокзал
Казанский вокзал — крупнейший вокзал Москвы. Кажется, что он намного старше, все же это современная постройка: строительство началось в 1913 году, но открыт он был только в 1940-м. Словно крепостная или городская стена, Казанский вокзал, увенчанный шпилем, простирается вдоль площади. По этому вокзалу «заметны еще дикие времена его возникновения и события, которые он видел», написал историк Карл Шлегель в своей книге «Постигая Москву».
Пути Казанского вокзала ведут в Куйбышев, Омск, Самарканд и Душанбе, а также на Урал и на Кавказ. Карл Шлегель писал: «Перед рядами красных пластиковых кресел в зале ожидания образуются очереди из людей, которые хотят провести длительное время ожидания сидя».
Поездам, отправляющимся с этого вокзала, предстоит длинный путь: до Казани — 13 часов, в столицу Киргизии Бишкек — три дня. На перронах царит вавилонское столпотворение: узбекский, казахский, русский, тунгусский… горы чемоданов, коробок, мешков. Недавно в здании Казанского вокзала появились современный торговый центр, а также картинная галерея.
Ленинградский вокзал — самый старый вокзал Москвы
Самый старый вокзал Москвы построен в 1849 году. Он все еще носит имя в честь Ленинграда, хотя город на Неве уже давно называется Санкт-Петербург. Но бюст Ленина, 40 лет находившийся в центральном зале, перемещен в Музей московской железной дороги. С Ленинградского вокзала на скоростном поезде можно добраться во вторую столицу России — Петербург. Поезда «Сапсан» произведены компанией Siemens, это поезда класса ICE третьего поколения.
Поездка из Москвы в Петербург на ультрасовременных поездах занимает четыре часа. Поезда такого же класса отправляются и в Нижний Новгород. Также с этого вокзала можно уехать в Карелию, Мурманск, Таллин и Хельсинки.
В ходе реконструкции вокзала в последние годы были достроены еще два этажа. Там теперь находятся магазины и кафе. Кроме того, на вокзале есть игровой зал и даже небольшой изолятор.
Ярославский вокзал — начало Транссибирской магистрали
Здесь начинается самый протяженный и увлекательный железнодорожный маршрут мира — дорога из Москвы во Владивосток. «Поезд поездов» отправляется по Транссибу каждые два дня. Он уходит с Ярославского вокзала, чьи башни напоминают Кремль и строгие церкви севера России.
Поезд под названием «Россия» идет по маршруту протяженностью 9300 км восемь-девять дней. Также с Ярославского вокзала уходят поезда в Китай и Монголию. Это тоже многодневные поездки по неизмеримым просторам России.
Железная дорога
«Нигде цивилизационная миссия строительства железной дороги не прослеживается так четко, как в России», — пишет Карл Шлегель. Железная дорога. «Эти слова значат больше, чем просто транспортный путь, в них определенно есть отрицание самой непроходимости местности. Болота и поймы рек, борьба с зависимостью от, казалось бы, непреодолимых климатических и географических условий страны».