Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фиктивный брак

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезентация новой программы упрощенного таможенного оформления товаров, ввозимых из Турецкой республики во Внуковской таможне
Презентация новой программы упрощенного таможенного оформления товаров, ввозимых из Турецкой республики во Внуковской таможне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Таможенный союз - очередное политическое формирование, инициированное Россией, которое едва ли будет иметь хоть какой-либо заметный экономический эффект.

Таможенный союз - очередное политическое формирование, инициированное Россией, которое едва ли будет иметь хоть какой-либо заметный экономический эффект.

"Присоединяйтесь к Таможенному союзу", - сказал Владимир Путин украинскому президенту Виктору Януковичу в ответ на предложение сделать "крутой поворот" в отношениях Украины и России. В РФ процесс создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана очень форсировали. Идея прозвучала в июне 2009 года, а в начале 2010-го интеграционное объединение уже заработало. Главная приманка для Украины - якобы более привлекательная цена на газ - на 20-30% дешевле. По информации Тыжня, во время московской встречи Николай Азаров и Владимир Путин обсуждали возможное вхождение Украины в Таможенный союз как одно из условий снижения цены на газ. России, которая ударными темпами строит газопроводы в обход Украины, уже мало газотранспортного консорциума. В обмен на дешевый газ для украинских олигархов, которые владеют энергозатратными металлургическими и химическими заводами, Кремль будет требовать от новой украинской власти политических и экономических уступок. Одна из них - вхождение в Таможенный союз.

Призрачные плюсы

Реверанс в сторону России в виде вступления в Таможенный союз дорого стоил бы стране, тем паче, что экономическая выгода от присоединения неочевидна.

Таможенный союз - это не только договоренность стран отменить пошлины внутри объединения. Он предусматривает формирование единого таможенного тарифа относительно третьих стран и требует от союзников готовности к углублению уровня интеграции. Наибольшее преимущество, которое могла бы гипотетически получить Украина от такой интеграции, - увеличение торгового оборота с Россией, Казахстаном и Беларусью. Например, на Россию сейчас приходится 20% внешнеторговых сделок (в 2009 году экспорт в РФ составил $8,5 млрд, импорт - $13,2 млрд). Однако Украина и Россия уже давно торгуют по правилам беспошлинной торговли - в пределах соглашения о зоне свободной торговли (подписанном еще в 1993 году). По действующим договоренностям, только две категории товаров попали в исключение - спирт и сахар. Специальными соглашениями оформляется импорт российского газа. Тем не менее, на практике это совсем не означает, что украинские предприятия имеют свободный доступ на российский рынок. И едва ли что-то кардинально изменится, если соглашение о зоне свободной торговли трансформируется в Таможенный союз, а Киев станет лояльнее к Москве. Кремль всегда оперативно реагировал на просьбы российского бизнеса защитить его от экспансии иностранных конкурентов.

На пути к российскому рынку сбыта у украинской продукции постоянно появляются барьеры различного сорта. В соответствии с  двусторонним соглашением о свободной торговле, страны могут применять для защиты национальных производителей антидемпинговые, специальные и компенсационные мероприятия. Эти инструменты не противоречат международным обязательством стран. И Российская Федерация активно использует нетарифные ограничения относительно украинского экспорта. Скажем, сейчас Россия одновременно проводит три расследования по поводу дешевого импорта украинской продукции (относительно горячекатанного проката в рулонах, машиностроительных креплений и активированного угля). При этом действуют ограничения на импорт из Украины трубной продукции, машиностроительных креплений, полиамидной технической нити, стеклосети.

В разные годы Россия ограничивала ввоз кондитерских изделий, мясомолочной продукции, применяя, в частности, и ветеринарно-санитарные санкции на импорт, которые официально тоже не нарушают режима свободной торговли между странами.

Так в начале марта 2010 года российская Ассоциация предприятий кондитерской промышленности "Асконд" инициировала специальное защитное расследование против импорта украинской карамели. Если Министерство промышленности и торговли РФ согласится с требованиями ассоциации, украинским предприятиям будет затруднен доступ на рынок, на который они в прошлом году экспортировали продукции на $20 млн. "Асконд" уже дважды добивался применения защитной пошлины. В 2001 году ассоциация пролоббировала введение пошлины на карамель в размере 21% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 €/кг. Украинские производители быстро сориентировались и начали экспортировать в Россию конфеты, содержащие какао; некоторые приобрели в РФ производственные мощности. В 2005 году "Асконд" снова убедил власть в необходимости введения 20%-й пошлины на украинские конфеты, которая действовала до 2008 года.

Недавно временные ограничения Россия ввела и относительно продукции компании "Кременчугмясо". Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России уточняет, что это произошло в связи с обнаружением в продукции предприятия запрещенных веществ. Несколько лет тому назад производители столкнулись с еще большими проблемами. Все началось с запрета ввозить в Российскую Федерацию мясо и мясопродукты в 2006 году. Причиной таких мероприятий был нелегальный ввоз в Россию через Украину продукции животноводства других стран. Со временем под горячую руку попала и молочная область, которая в торговых войнах с российскими производителями пострадала более всего. Часть российского экспорта в продажах некоторых молочных предприятий составляла 50-60%. Тогда Союз молочных предприятий Украины оценил ежемесячные потери области в размере $50-60 млн. Таким образом, соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией не работает в полной мере. При этом участие в Таможенном союзе никак не решает проблемы использования нетарифных методов защиты внутреннего рынка. Подобные меры воздействия страны смогут использовать и в рамках этого объединения.

"В случае присоединения к союзу Украина могла бы получить особые цены на энергоносители. Но в таком случае Россия проиграет, поскольку украинская продукция будет дешевле, чем российские аналоги. Так что маловероятно, что Россия в пределах союза не будет применять нетарифные методы", - убежден аналитик Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизулин.

Россия - один из главнейших торговых партнеров Украины, но не настолько, чтобы ради него терять перспективные рынки сбыта. Ведь присоединение к Таможенному союзу будет препятствовать дальнейшему усилению сотрудничества Украины с ЕС, особенно в области создания зоны свободной торговли. В прошлом году доля стран ЕС в структуре отечественного экспорта составляла немногим более 25%. "Региональные союзы для Украины могут быть полезными. У нас слишком открытая экономика, чтобы пренебрегать рынками сбыта. Тем не менее, западное направление для Украины перспективнее. Потенциал улучшения и увеличения объемов торговли находится именно здесь", - подчеркивает Ильдар Газизулин.

В конце концов, присоединение Украины к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном поставит под вопрос членство Украины во Всемирной торговой организации, поскольку в таком случае Киев не сможет выполнять таможенных обязательств перед странами-членами ВТО. Уровень импортной пошлины в Украине, как правило, вдвое ниже средней ставки аналогичных тарифов членов Таможенного союза. Если бы Украина решила присоединиться к новому объединению, ей пришлось бы существенным образом повышать импортную пошлину. А для этого необходимо снова проводить переговоры со всеми участниками ВТО. "Иначе Украина, которой как члену организации, предоставлены щадящие условия доступа к рынкам, станет каналом сбыта российских, казахских или белорусских товаров. Едва ли это понравится государствам-членам ВТО", - говорит Дмитрий Боярчук, директор центра CASE. И вдобавок  процедура подобных переговоров крайне сложна и уж точно не беспроигрышна для Украины.

Политический союз

Виктор Янукович подтвердил, что тема вступления в Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана (а Таможенный союз - один из шагов в этом направлении) остается актуальной. Правда, новоизбранный президент при этом делает замечание: "Мы вообще не знаем, как глубоко продвинулись в этом процессе наши партнеры - Россия, Беларусь и Казахстан..."

А продвинулись они совсем недалеко. Образованный Таможенный союз фактически не отвечает определению этого интеграционного объединения, которое приводится в ГАТТ/ВТО: единый тариф и другие мероприятия регулирования должны охватывать существенную часть торговли Таможенного союза с другими территориями. Однако на практике все происходит иначе. Например, Россия ввела пошлину на экспорт нефти в Беларусь, а Минск, который настаивает на беспошлинном снабжении нефтью в пределах союза, в свою очередь ввел пошлину на транзит российской нефти по своей территории. В конце концов, Беларуси удалось договориться о беспошлинном оформлении 6,3 млн т российской нефти в 2010 году для внутреннего потребления, остальное - с выплатой пошлины. Впрочем, президент Беларуси Александр Лукашенко остался недоволен и в знак протеста отказался от участия во встрече российского и белорусского премьеров, которая состоялась в Бресте. Вместе с тем посетил Венесуэлу, где подписал с Уго Чавесом соглашение о поставках в Беларусь 3,9 млн т нефти в год.

Более того, Россия и Беларусь не отказываются применять защитные мероприятия одна против другой. Беларусь, например, ввела против российских товаров более 20 ограничений. Так и не решены вопросы относительно распределения импортных пошлин между странами. Вообще с начала года количество замечаний к таможенному кодексу России, Беларуси и Казахстана превысило две сотни. Россия никогда не пожертвует экономическими интересами, делают замечание независимые эксперты, в частности российские. Так что всякие пошлины, ограничения в любом случае будут действовать и в рамках нового объединения. Посему с экономической точки зрения Таможенный союз, ЕЭП - это профанация.

Приглашая Украину в Таможенный союз, Россия руководствуется политическими соображениями. "Такие союзы существуют преимущественно на бумаге и создаются на всякий случай", - комментирует директор центра CASE Дмитрий Боярчук. Ведь Россия не оставляет попыток усилить свое экономическое и политическое влияние в СНГ. Поскольку экономика Российской Федерации крупнейшая в регионе, вполне логично, что Москва может рассчитывать на ведущую роль в любых объединениях и наднациональных органах, которые Россия постоянно старается образовать. Еще в 2000 году по инициативе России было созданное Евразийское экономическое сообщество. В 2003 году возникла идея Единого экономического пространства между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Тем не менее, существенного эффекта российская экономика так и не ощутила. Доля РФ в экспорте стран СНГ и далее стремительно падает - сравнительно с 1995-м она сократилась с 42% до 15%. Доля РФ в импорте снизилась с 48% до 32,5%.

"Вдохнуть жизнь в ЕЭП уже едва ли удастся и из-за нашего вступления в ВТО, и из-за газовых проблем с Россией", - говорит Дмитрий Боярчук. Таким образом, возникла потребность в новом формировании. Сейчас Владимир Путин настаивает на принятии в пределах союза, который должен проводить общую макроэкономическую и промышленную политику, единой валюты. В сущности, это очередная попытка воссоздать небольшую копию СССР. Уже до конца третьего квартала 2010 года премьер-министр России надеется согласовать единые правила игры. Интересно, что в 2004 году страны в рамках ЕВРАЗЭС уже собирались подписать подобные соглашения, тем не менее, планы так и не были реализованы. Страны, точнее лидеры государств, за которыми стоит большой бизнес, не готовы идти на большие финансовые уступки ради гипотетической интеграции.

Перевод: Антон Ефремов