Раз в четыре года Белый дом представляет очередной «обзор положения дел в области ядерного вооружения». Кому-то это может показаться анахронизмом. Но это не так. В мире, где Соединенные Штаты Америки и Россия все еще владеют двадцатью тысячами единиц ядерного вооружения — а Иран, Северная Корея и другие страны никак не утолят свои ядерные аппетиты — каждое заявление США о своем арсенале имеет огромнейшее значение.

Обзор президента Обамы готовился к заседанию Конгресса в декабре. Но заседание было отложено, частично из-за административных распрей. Но президент обязательно должен выступить с этим обзором, дающим, наконец, шанс, выбросить за борт доктрину «холодной войны» и повысить авторитет своей страны, когда она пытается оказывать давление на Иран, Северную Корею и другие страны, обзаведшиеся ядерным оружием после 1986 года, чтобы обуздать их ядерные претензии.

Президент Обама в своих речах неоднократно упоминал о концепции мира без ядерного оружия. Но мы испытываем сильные опасения, что этим смелым заявлениям противостоят некоторые из его советников, особенно в Пентагоне. Президент обязан строго придерживаться своих взглядов, высказанных им в период предвыборной компании и на прошлогодних выступлениях  в Праге и в ООН.

Вот некоторые из важных вопросов, которые должны быть затронуты в этом «обзоре положения дел»:

НАЗНАЧЕНИЕ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ

Современная доктрина приписывает ядерному оружию «решающую роль» в защите Соединенных Штатов и их союзников. А следовательно, предполагается, что его можно использовать против врага, применившего химическое, биологическое или даже обычное оружие — не только ядерное. Помощники Обамы предложили изменить эту концепцию, заменив ее положением о том, что «основным» назначением ядерного оружия является сдерживание ядерного нападения на Соединенные Штаты или их союзников. При этом остается открытым вопрос, как относится Вашингтон  к применению ядерных сил против неядерных мишеней.

С учетом значительного военного превосходства Америки в области традиционных вооружений в расширении использования ядерного оружия нет необходимости, и вряд ли такая ситуация возникнет в реальности. В то же время, любая неопределенность снижает доверие к Америке, когда она убеждает другие государства в том, что у них нет стратегических причин развивать собственное ядерное вооружение. Единственным назначением американских ядерных сил должно быть сдерживание ядерного нападения на саму страну или на ее союзников.

СКОЛЬКО

Президент Джордж Буш пренебрегал контролем вооружения как устаревшей концепцией, и с 2002 года Вашингтон и Москва не подписывали договоров о сокращении вооружения. Президент Обама начал ведение переговоров о новом соглашении, которое предположительно урежет число боеголовок у каждой стороны с 2200 до 1500 — 1675.  Переговоры затягиваются, но есть надежда на скорое достижение соглашения. Но обе стороны должны пойти дальше.

В обзоре должно быть ясно указано, что Соединенные Штаты  готовы на следующем этапе уменьшить число развернутых боеголовок до одной тысячи — по словам специалистов, половины этого числа достаточно, чтобы смести все ресурсы России, которая к тому же больше не является врагом. Китай, единственная крупная ядерная держава, все еще наращивающая свой арсенал, имеет, по оценкам, от 100 до 200 ядерных боеголовок. В соглашении, по которому сейчас ведутся переговоры, ничего не говорится о всех приблизительно 15 тысячах ядерных боеголовках, которые имеются в запасе у США и Россия — для так называемой страховки. И в нем ничего не говорится о 500 единицах ядерных зарядов близкого действия, которыми владеют США, и о 3 тысячах или более российского.

В обзоре должно быть ясно указано, столь значительная страховка не нужна, а тактическое вооружение полностью лишено стратегической ценности — и это должно прозвучать как прелюдия к сокращению и того и другого. Конечно, нельзя себе представить, чтобы кто-то из известных нам генералов взорвал на поле боя ядерный заряд. В современном мире самую большую ядерную опасность представляют террористы, крадущие или изготавливающие оружие. И этой опасности лучше всего можно противостоять, сдерживая распространение ядерного вооружения и надежно защищая и сокращая запасы оружия и вспомогательные материалы.

НОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Последняя новая боеголовка Соединенных Штатов была изготовлена в 1989 году. И когда помощники президента Джорджа Буша призывали к производству нового оружия, новой конструкции и с новыми возможностями, на страну, требующую,  чтобы Северная Корея и Иран покончили со своими ядерными программами, обрушился шквал обвинений в лицемерии и в следовании двойным стандартам.

Обама заявил, что его страна не нуждается в новом вооружении. Однако внушает сильную тревогу возможность того, что предстоящий обзор откроет двери именно такому повороту дел, если лаборатории получат задание разработать новые варианты — в том числе и оружие новой конструкции — для поддержания военно-промышленного комплекса. Правительство имеет сильную и очень дорогостоящую систему обеспечения безопасного и надежного хранения резервного вооружения. Президент Обама уже значительно увеличил бюджеты военных лабораторий. В обзоре должно быть ясно сказано, что в новом вооружении нет необходимости.

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ


Соединенные Штаты и Россия все еще имеют примерно по тысяче ядерных боеголовок, готовых взорваться по приказу в любой момент. Президент Обама справедливо называет это опасным пережитком «холодной войны». В обзоре следует сказать о том, что мы готовы вывести возможно большее количество этих сил из состояния повышенной боевой готовности — и настойчиво рекомендуем России поступить таким же образом.

В апреле Обама собирает чрезвычайно важную встречу по вопросам оптимизации охраны ядерного материала от террористов. В мае при участии Вашингтона будет проходить конференция ООН по укреплению Договора о нераспространении ядерного оружия –  краеугольного камня, изрядно, впрочем, разрушенного, для достижения договоренности об обуздании распространения ядерного вооружения.

Президент Обама будет также убеждать Сенат ратифицировать продолжение действия договора о сокращении стратегических вооружений, и, как мы надеемся, он сможет быстро убедить Сенат одобрить договор о запрещении ядерных испытаний. Обама ведет работу с союзниками с целью оживления ядерных переговоров с Северной Кореей и по применению более жестких санкций в отношении Ирана. Правильное представление обзора о положении дел в области ядерных вооружений первостепенное значение для реализации всех этих вопросов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.