Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Интервью: Виктор Иванов

Главный путинский руководитель по борьбе с наркотиками разгневан из-за калифорнийской марихуаны и афганской маковой соломки.

© POOL / Перейти в фотобанкФорум "Афганское наркопроизводство - угроза мировому сообществу" открылся в Москве
Форум Афганское наркопроизводство - угроза мировому сообществу открылся в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Руководитель российского ведомства по борьбе с наркотиками предупредил в пятницу в своем интервью Foreign Policy о "катастрофических", по его словам, последствиях мер по легализации марихуаны. Среди них – выдвинутая в Калифорнии инициатива, которая будет поставлена на голосование. Как мрачно заявил Иванов, легализация наркотических средств приведет к "психическим отклонениям" и будет лишь способствовать росту наркомании.

Руководитель российского ведомства по борьбе с наркотиками предупредил в пятницу в своем интервью Foreign Policy о "катастрофических", по его словам, последствиях мер по легализации марихуаны. Среди них – выдвинутая в Калифорнии инициатива, которая будет поставлена на голосование. Как мрачно заявил Иванов, легализация наркотических средств приведет к "психическим отклонениям" и будет лишь способствовать росту наркомании.

Виктор Иванов - бывший офицер КГБ и видный представитель ближайшего окружения премьер-министра Владимира Путина. На этой неделе он совершил весьма необычный поступок, отправившись в Лос-Анджелес, чтобы "провести кампанию против легализации марихуаны в Калифорнии", как заявил сам Иванов в ходе интервью. На этой неделе он также приехал в Вашингтон, чтобы встретиться с главой американского антинаркотического ведомства Джилом Керликовски (Gil Kerlikowske) и спецпредставителем США в Афганистане Ричардом Холбруком (Richard Holbrooke) и обсудить меры по борьбе с маковыми посевами в Афганистане, а также призвать к более активному осуществлению программы по уничтожению этих посевов с воздуха.

Соединенные Штаты  в основном отказались от уничтожения посевов опийного мака, отдав предпочтение более узкой стратегии, которая предусматривает лишение талибов финансирования и ужесточение борьбы с торговцами наркотиками. По словам Иванова, этого недостаточно для противодействия наплыву героина в Россию, потому что он ежегодно убивает тысячи пристрастившихся к нему людей.

Но похоже, что больше всего его потрясла распущенность Калифорнии. "Я не знал об этом прежде, и был абсолютно потрясен, когда находился в городе и увидел эти плакаты, на которых написано, что можно купить марихуану в медицинских целях", - сказал он. Иванов встретился с мэром Лос-Анджелеса Антонио Вильярайгоса (Antonio Villaraigosa) и шерифом Лероем Бака (Leroy Baca), чтобы заявить о несогласии России с данной мерой. Отметив, что президент Обама также выражал свое несогласие с легализацией, Иванов заявил, что это "один из тех случаев, когда Россия и США полностью единодушны".

Иванов отметил: "Боюсь, что последствия [легализации] окажутся катастрофическими. Даже Голландия, где марихуану продают легально в кофейнях, сейчас меняет свои взгляды. Потому что и там, и в других местах наркомания усиливается, и у наркозависимых людей появляются психические отклонения. Говорят же: "Если Господь хочет наказать человека, он лишает его разума".

Иванов, который в 80-е годы во время советской войны в Афганистане служил там в рядах КГБ, скептически отнесся к военным действиям в этой стране в настоящее время. "За последние пять лет представления местного населения об иностранных державах изменилось, - сказал он, - сейчас оно относится к их присутствию как к военной оккупации страны".

Это была шестая встреча Иванова и его американского коллеги Керликовски. Во время этой встречи Иванов попытался добиться от США возобновления кампании по опылению маковых посевов с воздуха. Он считает, что Соединенным Штатам надо применять "методы дефолиации, подобные тем, что они используют в Колумбии".

Согласно российской статистике, героин, почти полностью попадающий туда из Афганистана, ежегодно убивает 30000 россиян, заявил Иванов. Он считает, что страны Средней Азии, находящиеся между Россией и Афганистаном, "разрушаются изнутри" насилием и преступностью, которые связаны с наркоторговлей.

Иванов подчеркивает, что взаимодействие с США улучшается, но также отмечает, что "американские руководители очень дисциплинированы и всегда придерживаются принятой стратегии".

Похоже, что это в особенности относится к государственному департаменту. После прошлогодней встречи с Холбруком (который крайне скептически относится к полезности и практичности уничтожения маковых посевов) Иванов сказал, что спецпредставитель "подтвердил наши опасения по поводу того, что они не готовы искоренять производство наркотиков в Афганистане". На сей раз, отметил Иванов, "[у Холбрука] было мало времени; мы начали встречу с ним, а затем он передал нас своему заместителю". По словам Иванова, эти два человека по-прежнему  не сходятся во взглядах между собой.

"Аргумент, к которому сегодня прибегают НАТО и Холбрук, заключается в том, что если мы уничтожим посевы мака, то лишим крестьян средств к существованию. Как трогательно звучит то, что они заботятся о крестьянах, но воспринимать это всерьез нельзя, - говорит он, - крестьяне на опийном маке не зарабатывают. Максимум, что они имеют, это 70 долларов в год. Зарабатывают на нем землевладельцы, живущие в Европе, США и странах Персидского залива. Если бы мы могли вернуть землю афганскому правительству и обеспечить этих крестьян пшеницей, они легко могли бы зарабатывать свои 70 долларов в год, выращивая зерно, а не мак".

Иванов также заявил, что сообщения об успехах в деле уничтожения опийных лабораторий сильно преувеличены.

"Один из результатов, который мы обсуждали, это 92-процентное увеличение количества уничтоженных лабораторий. С точки зрения арифметики все так. Но в действительности все выглядит несколько иначе". По словам Иванова, количество выявленных нарколабораторий, работающих сегодня в Афганистане, на деле увеличивается. Если в 2008 году их было 175, то сегодня 425. В действительности их намного больше. Иванов назвал ужесточение мер по борьбе с такими лабораториями "каплей в море".

По его словам, российские власти передали в американское Управление по борьбе с наркотиками информацию о нескольких известных нарколабораториях, включая их точные координаты в системе GPS. Но поскольку средства для уничтожения наркотиков находятся в руках у НАТО, никаких мер в этом направлении не предпринимается, утверждает Иванов.

Он также сомневается в самой посылке для начала войны в Афганистане. "[В 2001 году] прозвучало объяснение, что "Талибан" это террористическая организация, и поэтому необходимо вторжение. Прошло много лет, и теперь оказывается, что есть так называемые умеренные талибы – умеренные террористы – которых можно вернуть к власти. Означает ли это, что девять лет назад мы допустили ошибку и все это время исправляем ее?"

Иванов предположил, что вторжение в Афганистан могло быть отчасти обосновано западными компаниями, стремящимися к эксплуатации энергоресурсов  Центральной Азии. "Если мы посмотрим назад, на время до вторжения, то увидим, что некоторые американские компании вели с талибами переговоры  о прокладке через Афганистан трубопровода … чтобы по нему перекачивать газ из Туркменистана на юг в Индию. Были переговоры в Кабуле, в Хьюстоне, в Вашингтоне. В 2001 году эти переговоры зашли в тупик, потому что американской стороне хотелось построить трубопровод побольше, а талибы хотели иметь трубы меньшего диаметра, чтобы с их помощью обеспечивать газом небольшие города и деревни. С американской стороны переговоры вела компания Unocal, и главным ее переговорщиком был сотрудник данной компании Хамид Карзай".

Несколько раз звучали предположения, в частности, в документальном фильме Майкла Мура "9/11 по Фаренгейту", что Карзай мог ранее работать консультантом Unocal. Но как сама компания, так и президент отрицают наличие каких-либо связей.

Несмотря на стойкую поддержку мер по борьбе с наркотиками, Иванов говорит, что прилагаемые сегодня усилия не приносят больших плодов, и даже могут вести к усугублению проблемы.

"В одном этом месте производится 95 процентов всего героина, - заявил он Foreign Policy, - и как это ни парадоксально, именно здесь сосредоточены усилия всего мирового сообщества. Это похоже на то, что хирург решил прооперировать один орган, а в результате  разрезал все органы вокруг него".