Коррупция во многих зарубежных странах, от Пакистана до Мексики, напрямую угрожает интересам Америки в области безопасности. Американскому правительству пора это признать и вплотную заняться данной проблемой. В первую очередь следует начать выпускать доклады о ситуации с коррупцией в отдельных странах. Как и пользующиеся большим успехом доклады Госдепартамента по ситуации с правами человека, они должны включать в себя имена и подробности правонарушений. Некоторые иностранные лидеры будут возражать, но эта игра стоит свеч.

Борьба с коррупцией за рубежом и успех политики Америки взаимосвязаны.

В Афганистане легитимность президента Хамида Карзая подрывает его сводный брат, о котором говорят, что он наркобарон и закулисный политический воротила.

В Пакистане позиции президента Асифа Али Зардари (Asif Ali Zardari) крайне слабы из-за его печально известной алчности. В одном случае он предположительно получил 200 миллионов долларов в качестве «отката» от компании Dassaut Aviation, а в другом швейцарский суд признал его виновным в отмывании денег.

В Ливии Муамар Каддафи использует свое обширное и нечестно нажитое состояние, чтобы привлекать на свою сторону иностранных наемников.

Наркокартели, контролирующие мексиканский рынок наркотиков и их ввоз в Соединенные Штаты, бросают вызов властям Мексики, подкупая полицейских и чиновников.

Опубликованный Transparency International Индекс восприятия коррупции за 2010 год демонстрирует поразительную корреляцию. Места, в которых сражаются и гибнут американские солдаты, или в которых Америка сталкивается с серьезными ядерными угрозами, входят в число наиболее коррумпированных. Из 178 внесенных в рейтинг стран в нижние 20% попали, среди прочих, Пакистан, Иран, Ливия, Россия, Венесуэла, Ирак и Афганистан.

Чем доклады о ситуации с коррупцией могут помочь интересам Америки


Однако как эти доклады будут служить американским интересам?

Во-первых, разоблачение коррупции может снизить риски в области безопасности. Если бы мы годами прикладывали больше усилий, чтобы разоблачать коррупцию в Пакистане и Афганистане и помогать этим странам развиваться и реформироваться, конфликты, в них, возможно, могли бы значительно уменьшится.

В Абхазии и Южной Осетии – отколовшихся регионах Грузии – поток нелегальной торговли позволил завести в тупик мирные переговоры. В результате в августе 2008 года между Россией и Грузией разразилась война. Доходы от торговли «кровавыми алмазами» подпитывали гражданские войны в Анголе, Либерии, Сьерра-Леоне, Кот-д‘Ивуаре Зимбабве и обоих Конго.

Во-вторых, разоблачение коррупции может вдохновить тех, кто стремится к свободам. Публикация порталом WikiLeaks достоверных оценок уровня коррупции в Тунисе и в Египте, которые были сделаны американскими посольствами, подхлестнула демонстрантов, свергнувших местных автократов.

В-третьих, большая прозрачность сделает заметными расточительство, бегство капиталов и потоки нелегальных денег. Банки, способствующие разграблению национальных казначейств, будут выведены начистую воду. В частности сейчас репутацией убежища для тех, кто выводит из своих стран миллиарды ради возможности вести роскошный образ жизни, пользуется Дубай. При этом, скажем, бегство капиталов – зачастую «грязных» - из России отрицательно влияет на внутренние инвестиции.

В-четвертых, прозрачность позволит пролить свет на средства, помогающие диктаторам сохранять власть. Г-н Каддафи обеспечивает верность своей преторианской гвардии с помощью накопленных им миллиардов долларов золотом. В Нигерии авторитарный и зачастую жестокий режим Абачи удерживался у власти за счет средств, которые он крал у нигерийской нефтяной промышленности.

В-пятых, если называть имена, это будет способствовать общественному обсуждению и, возможно, поможет людям достичь консенсуса по вопросу о противодействии воровству общественного достояния. Результаты, достигнутые в области борьбы с коррупцией в Гане, и шаги по расследованию государственных закупок, предпринятые в Бразилии и в Чили, определенно обнадеживают.

В свою очередь, в России доклад бывшего вице-премьера Бориса Немцова, ставшего диссидентом, способствовал началу обсуждения причастности к коррупции премьер-министра Владимира Путина. А, например, информация о роли, которую коррупция в различных странах играет в торговле людьми, безусловно, должна вызвать общественное возмущение.

Методы сбора и распространения информации

Чтобы увеличить роль борьбы с коррупцией в американской политике, необходимо активнее распространять информацию. Это поможет людям требовать от своих правительств ответственности. Однако в США информация, связанная с коррупцией, зачастую не считается важной и оказывается побочным продуктом сбора информации для других целей.

Между тем сбор и анализ информации о коррупции, а также отслеживание денежных потоков должны входить в обязанности специалистов по национальной безопасности. Каждое американское посольство должно назначать специального сотрудника, отвечающего за отслеживание ситуации с коррупцией – как это делается с правами человека.

Ежегодные доклады по конкретным странам должны дополняться другими антикоррупционными инструментами. Вашингтону следует замораживать активы не только тех, кто разграбляет ресурсы своих стран, но и – если это оправдано – диктаторов, притесняющих собственные народы.

Закон о зарубежной коррупции запрещает американским компаниям давать взятки за границей. Хотя это и приносит бизнесу некоторые убытки, закон и угроза исков со стороны акционеров - это разумные сдерживающие меры.

Доклады по коррупции будут проливать свет на ситуацию во всем мире и не должны ставить в невыгодные условия американские компании. Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию взяточничеству подписали 38 стран, однако большинство из них и так входят в число наименее коррумпированных.

Борьба с коррупцией должна стать одним из приоритетных направлений американской внешней политики. С учетом того ущерба, который иностранная коррупция наносит как интересам Америки, так и международной безопасности и развитию, на нее больше нельзя смотреть сквозь пальцы даже из дипломатических соображений.

Уильям Кортни – бывший посол США в Казахстане и в Грузии. Луиз Шелли – университетский преподаватель и директор центра изучения терроризма, международной преступности и коррупции при Университете имени Джорджа Мейсона. Кеннет Яловиц - директор Центра международного взаимопонимания имени Дики при Дартмутском колледже и бывший посол США в Белоруссии и в Грузии.