Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новейшая стратегия США в борьбе с терроризмом: троллинг

© РИА Новости Алексей Тиматков / Мария МихайловаТролли в интернете
Тролли в интернете
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ветеран Кремниевой долины тихо запустил одну невероятную инициативу, чтобы раздражать, унижать и срывать планы завсегдатаев экстремистских форумов. Идея настолько новаторская, что пока еще не обрела своих очертаний. По мнению ее создателя, она дает шанс отбить у впечатлительной молодежи охоту идти в террористы – и все в рамках того тарабарского компьютерного языка, который она прекрасно понимает.

 

За десять лет после событий 11 сентября правительство Соединенных Штатов использовало массу приемов и методов в борьбе с террористами. Оно вторгалось в те страны, где действовали террористы (и где не действовали). Оно пыталось заручиться поддержкой населения тех стран, где они скрывались. Оно также посылало своих спецназовцев и летающих смертоносных роботов, чтобы убивать их одного за другим.

 

Однако была одна вещь, которую США против террористов до сих пор не использовали: они их не троллили.

 

Но вот один ветеран Кремниевой долины в недрах Госдепартамента тихо запустил в действие одну невероятную инициативу, чтобы раздражать, унижать и срывать планы завсегдатаев экстремистских форумов. Идея настолько новаторская, что пока она еще не приобрела свои очертания. Даже ее инициаторы признаются, что никакой реальной стратегии во плоти еще не существует и, соответственно, они не могут продемонстрировать никакие достигнутые успехи. Годовой бюджет этой программы - погрешность округления. Пентагон потратит в Афганистане гораздо больше еще до того, как вы закончите читать это предложение.

 

Однако, по мнению ее создателя, эта инициатива дает шанс отбить у впечатлительной молодежи охоту идти в террористы – и все в рамках того тарабарского компьютерного языка, который она прекрасно понимает. А если программа действительно сработает, есть шанс, что она обрубит «Аль-Каиде» возможности пополнять свои ряды, сделав это как раз в тот момент, когда она еще не оправилась от нанесенных ей ударов. 

 

Программа носит название Viral Peace (Вирусный мир). Ее цель – постепенно захватить то виртуальное пространство, которое заполняют террористы – по одной ветке в форуме, по одному обмену репликами в Твиттере. Старший советник по технологиям и создатель программы Viral Peace Шахид Аманулла (Shahed Amanullah) рассказал Danger Room, что он хочет использовать «логику, юмор, сатиру и религиозные аргументы не только для конфронтации [с экстремистами], но и для их ослабления и деморализации». Назовем это стратегическим троллингом в погоне за геополитическим господством. 

 

Влияние «Аль-Каиды» за последнее десятилетие то усиливалось, то шло на убыль, но ее приверженцы, как реальные, так и потенциальные, постепенно переходят в онлайн. На форумах, таких как защищенный паролем сайт Shumukh, размещаются информационные бюллетени экстремистов, а регулярные посетители спорят о тонкостях джихадистской теории и хвастаются своими грандиозными планами убийств высокопоставленных американских руководителей. 

 

Обитатели этих форумов, может быть, и полные ничтожества. Однако безопасные онлайновые убежища все чаще превращаются в митинговые площадки для экстремистов, особенно сегодня, когда беспилотники и спецназовцы уничтожают реальные укрытия террористов. Отделение «Аль-Каиды» в Йемене публикует англоязычный интернет-журнал, а ее сомалийский филиал недавно присоединился к Твиттеру.

 

В США придумали несколько способов борьбы с не таким уж и новым онлайновым экстремизмом, начиная с очевидных DDoS-атак на экстремистские вебсайты и кончая проникновением на них под видом джихадистов. Тем временем, Белый дом в своей общей контртеррористической стратегии интернет почти полностью игнорирует. 

 

Аманулла придерживается иной точки зрения. Ни к чему разрушать форумы, когда их можно затроллить до такой степени, что будет нейтрализовано само их пагубное влияние. 

 

Во время интервью в вашингтонской кофейне неподалеку от Госдепартамента Аманулла объясняет, что у онлайновых экстремистов есть «энергия, есть жизненная сила, которая, если говорить откровенно, привлекает некоторых подвергающихся риску людей». По его словам, «это привлекает их мужское начало, это привлекает людей с бунтарским характером, это привлекает людей, чувствующих себя угнетенными и подавленными». Создать аналогичные эмоции и азарт с другой стороны трудно. Но будет легче, если бросить вызов загадочности и таинственности среднестатистического джихадиста из интернета, открыв по нему огонь онлайновых насмешек и издевательств.  

 

Джаррет Брахман (Jarret Brachman) считает эту идею многообещающей. Брахман один из ведущих исследователей джихадизма. Люди, торчащие на форумах, «страдают нарциссизмом, им надо постоянно тешить свое самолюбие», говорит он. Подобно всем прочим хвастунам в интернете, они в своих разговорах выходят за рамки собственного предполагаемого опыта и знаний. Неудавшийся рождественский террорист Омар Фарук Абдулмуталлаб (Оmar Farouk Abdulmutallab) разглагольствовал на исламистском форуме о «любви и браке», и одновременно жаловался на свою агонизирующую любовную жизнь.

 

Вот поэтому виртуальные соратники Абдулмуталлаба восприимчивы к троллингу. Остается надеяться, что троллинг подействует на них до того, как они завоюют внимание аудитории. «Хвастуны-джихадисты поддерживают импульс силы, гнев и раздражение форумов, и они оказывают несоразмерное воздействие на их участников. Поэтому, если от них избавиться, это принесет немалые дивиденды», - говорит Брахман.

 

Но не все экстремистские форумы одинаковы. Бывший сотрудник Госдепартамента Уилл Маккантс (Will McCants), ныне работающий в аналитическом центре CAN и также занимающийся онлайновым джихадизмом, утверждает, что ученики Амануллы не сумеют сосредоточить свои усилия на таких отъявленных экстремистских форумах как Shumukh. «Администраторы немедленно уберут посты», бросающие вызов идеям джихадизма, говорит Маккантс Danger Room. «Чтобы такая система заработала, ей надо в большей степени обращаться к основным форумам джихадистов, где экстремисты пытаются заниматься вербовкой», например, к консервативному muslm.net, «на котором вы можете общаться с пользователями, а администраторы могут и не удалить вас». 

 

Но все это на несколько шагов опережает Viral Peace. У этой программы пока нет своей стратегии. А если послушать Амануллу и его коллег, то получается, что Госдепартамент такую стратегию придумывать не собирается. Будет лучше, заявляют они, если мусульмане в разных странах сами решат, какие форумы и как троллить. Скажем, американцы не знают интернет на тагальском языке так, как знают его филиппинцы, и, будучи чужаками, они не обладают достаточной репутацией и авторитетом, чтобы оказывать влияние. Лучшее, что может сделать Госдеп, это подготовить хороших троллей, что Аманулла уже начал делать этой весной.

 

Это подразумевает большой риск. Если Viral Peace заработает так, как и планируется, а обучаемые освоят программу и начнут ею управлять, то Аманулла и Госдепартамент не смогут руководить процессом троллинга террористов. А первая серия совещаний и уроков в мусульманских странах показывает, что программе предстоит еще большой путь в своем развитии.

 

Есть смысл, чтобы кто-нибудь типа Амануллы подумал над тем, как окончательно победить террористов. Этот 44-летний гордый мусульманин и гордый калифорнийский гик был главным редактором интернет-журнала Altmuslim; он открыл онлайновый сервис ресторанных рейтингов Zabihah, который похож на халяльную версию Yelp; он запустил коммерческий сервис Halalfire, чтобы развивать рекламу на мусульманском потребительском рынке. Задолго до появления Амануллы в Госдепартаменте в октябре 2010 года о нем написал Newsweek, который отметил, что полки в его доме в Эль-Серрито «уставлены журналами Wired и романами Джека Керуака».

 

В апреле Аманулла отправил своих молодых единомышленников Хумеру Хана (Humera Khan) из американского аналитического центра по борьбе с радикализацией Muflehun и драматурга и эссеиста Ваджахата Али (Wajahat Ali) претворять свою идею в жизнь. Они совершили быстрое турне по мусульманским странам и встретились с молодыми лидерами, интересующимися борьбой с экстремизмом. Это экспериментальная программа, осуществленная в интересах Viral Peace и связанной с ней программы Амануллы Generation Change (Смена поколений). Идея состояла в том, чтобы соединить друг с другом заметных и знаменитых людей – восходящих звезд искусства, бизнеса и культуры, у которых много последователей в интернете, а затем вывести их на тех, кто борется с терроризмом. 

 

«Это поколение не нужно учить тому, как использовать социальные сети. Они знают, как пользоваться твиттером. Они знают, как пользоваться фейсбуком, - говорит Хан, которая участвовала в программе Viral Peace в частном порядке. – Вся учебная программа Viral Peace связана и изучением стратегии». 

 

Однако первая волна Viral Peace никакой стратегии не выработала. В Сингапуре, Малайзии, на Филиппинах и в Индонезии (а Али побывал еще и в Пакистане) на самых первых встречах собиралось примерно по 30 человек. Их отбирал Госдепартамент и социальные сети самого Амануллы. На встречах методом активного мозгового штурма обсуждались разные вопросы, в частности, как мусульманские сообщества воспринимаются в своих странах. И некоторые участники борьбу с терроризмом ставили далеко не на первое место. 

 

«Да, вопросы экстремизма обсуждались, - говорит Хан. – Но в целом у людей было такое чувство, что если можно будет решить проблемы экономики, образования, обеспечить защиту прав неимущих, то многие другие проблемы разрешатся сами собой». 

 

Возможно, так оно и есть, однако это очень далеко от троллинга троллей. Аманулла согласен с тем, что задача эта сложная и медленно решаемая. Однако, говорит он, если ты хочешь, чтобы джихад в интернете осудили самые эффективные и успешные люди, игра стоит свеч. И в отличие от американского правительства, у них больше шансов заставить участников форумов и прочих завсегдатаев Сети думать о них как о «крутой группе, куда обязательно надо попасть», как говорит Аманулла. 

 

Кроме того, у Амануллы по сути дела нет бюджета. Viral Peace, будучи глобальной программой, пока имеет начальный капитал в виде годовых ассигнований, исчисляемый тысячами долларов. А администрация Обамы просит на следующий год на афганскую войну 85 миллиардов. Участники программы связываются и общаются через Facebook. Присутствие американских властей в качестве посредника сводится к минимуму. Аманулла хочет в ближайшее время расширить круг вовлеченных в программу стран. Однако не совсем понятно, каково место Viral Peace в общей контртеррористической стратегии. Чиновники из Белого дома на неоднократные просьбы прокомментировать эту историю ответили отказом. Аманулла считает свою программу дополнением к осуществляемым усилиям по борьбе с терроризмом, но не заменой, скажем, атакам беспилотников в Йемене. Он также осознает, что пройдет немало времени, прежде чем Viral Peace начнет приносить контртеррористические дивиденды.

 

Но непреодолимым препятствием эту работу Аманулла не считает. Он думает о контртерроризме так, как мог бы думать венчурный капиталист.

 

«Я начинал с Кремниевой долины в среде стартапов. Я хочу доказать, что можно осуществлять небольшие, недорогие, но высокоэффективные проекты, в которых не просто говорят о проблеме, но и решают ее, - объясняет он. – И решают правильно: не за счет тяжелой государственной руки, а за счет предоставления возможностей местным людям, чтобы они делали то, что знают, узнав, как это делать».

 

---------------- 

Комментарии читателей

 

hambdiscus

Преданные фундаменталисты, прошедшие хорошую индоктринацию, будь-то антиамериканские экстремисты или те, кто верит, что Земля плоская, невосприимчивы к какой бы то ни было разумной дискуссии. Какова бы ни была сила контраргумента, какова бы ни была сила его истинности и правды, какова бы ни была его логика, они останутся глухи к любым доводам.

В своей вере они вышли за рамки религии, и эта вера настолько сильно укоренилась в их образе мысли, что они скорее умрут в мучениях, чем признают очевидное – что они неправы.

Не знаю, достаточно ли описанной в статье тактики для того, чтобы направить колеблющихся в нужном направлении. Полагаю, что попытаться стоит. Однако существует возможность, что это вызовет гнев и укрепит в своей вере тех, кто уже перешел на сторону темных сил.

Вы помните, что некоторые представители этой группы были настолько разгневаны публикацией простой карикатуры на их любимого пророка Мухаммеда, что готовы были убить авторов. Поэтому вызывает беспокойство то, как могут отреагировать такие люди, когда на публичных форумах будут высмеиваться их основополагающие убеждения.

 

arth1 

Вроде неплохой способ достать их и вызвать ответную реакцию. 

Я также сомневаюсь в том, что принижение чужой религии это приемлемый поступок. Да, конституция и ее положения о защите применимы только к гражданам США, но откуда вы знаете, что наши люди не посещают эти сайты?

Единственное оправдание войны с террором заключается в том, что мы лучше их. А если мы опустимся до их уровня, мы уже не будем лучше, мы просто будем другими. 

 

LoudRambler 

Не думаю, что люди, пишущие на форумы, в частности, на исламистские форумы, в массовом порядке страдают нарциссизмом. 

Мне кажется, в большинстве случаев это люди, у которых есть потребность в общении в таких местах, где их идеи если не разделяют, то хотя бы немного понимают. Большинство первых онлайновых форумов были именно такими, потому что это были места, где тебе не надо было из кожи вон лезть, объясняя, что такое арифметический сопроцессор.

Однако новая стратегия мне нравится, хотя я не стал бы называть ее троллингом. Я бы назвал ее «аргументированный спор».