В любой другой момент в прошедшем десятилетии обещание турецкого министра энергетики поддержать трубопроводный проект Nabucco, предназначенный для перекачки каспийского природного газа в Европу через Турцию, приняли бы за чистую монету. Но сегодня наступили мрачные дни для этого поддержанного ЕС проекта, цель которого – снизить зависимость от российских энергетических поставок.

Будучи кандидатом на вступление в ЕС и членом консорциума по строительству Nabucco, Турция должна быть крайне заинтересована в этом давно уже ждущем своей очереди плане Евросоюза по открытию третьего газового коридора, по которому нероссийский газ потечет в Европу в обход российской территории.

Этот газопровод должен протянуться на 3300 километров от восточной границы Турции с Грузией до главного европейского газораспределительного узла в австрийском Баумгартене. Того 31 миллиарда кубометров в год, который планируется перекачивать по трубам Nabucco, совершенно недостаточно, чтобы заменить Россию как ведущего поставщика газа в Европу. Однако консорциум по его строительству – а в него входят компании Botas (Турция), BEH (Болгария), Transgaz (Румыния), Mol (Венгрия), OMV (Австрия) и RWE (Германия) – утверждает, что он предложил хотя бы какую-то альтернативу Европе, все больше зависящей от российского газового экспорта, который уже составляет более 50% от общего объема газового импорта ЕС. Турция очень хорошо понимает такую позицию, поскольку сама импортирует около 60% потребляемого в стране газа из России.

Читайте также: RWE не хочет связываться с Nabucco из-за дороговизны

Однако комментарии министра Танера Йылдыза (Taner Yildiz) на конференции в грузинской столице Тбилиси 21 января, а также два других заявления по поводу трубопроводов, прозвучавшие в декабре, показывают, что Турция в лучшем случае испытывает двойственные чувства по поводу перспектив прокладки Nabucco. «Nabucco должен стать частью решения проблемы европейской безопасности поставок. Турция один из шести партнеров по консорциуму, и мы продолжаем усилия по реализации данного проекта», - сказал Йылдыз.

Комментаторы тут же ухватились за фразу «часть решения проблемы». В конце концов, не прошло и месяца, как Турция со своими партнерами сделала два заявления по поводу конкурентных трубопроводных проектов, которые могут отобрать у Nabucco тот газ, который по нему планируется перекачивать, и те рынки, куда этот газ намечено поставлять.

По этому дорогому и чрезвычайно  амбициозному энергетическому проекту с элементами политики зазвонил похоронный колокол, говорят многочисленные обозреватели. Изменения на энергетических рынках и в технологиях делают его все более ненужным с того момента, когда о нем впервые заговорили в 2002 году.



Трубопроводы-конкуренты

Турция и Азербайджан выбрали день Рождества для подписания меморандума о сооружении совместного Трансанатолийского трубопровода (Tanap). Он будет использовать в основном уже существующую в Турции инфраструктуру, чтобы перекачивать до 16 миллиардов кубометров газа в год со второго участка разрабатываемого в Азербайджане газового месторождения  Шах-Дениз вплоть до европейских границ Турции, откуда покупатели смогут подавать его на различные европейские рынки.

И вот спустя всего два дня после этого Турция и Россия подписали соглашение о строительстве запланированного Газпромом трубопровода «Южный поток». По нему намечено транспортировать 63 миллиарда кубометров российского газа в год через турецкий сектор Черного моря в Болгарию и далее через запланированные к строительству ответвления на рынки Центральной и Восточной Европы. Затем Газпром сделал в январе еще одно заявление, которое должно стать мощным стимулом для сооружения этого газопровода, ставшего российским ответом Nabucco. Компания заявила, что сдвинула сроки и начнет строить трубопровод уже в текущем году.

Логика прокладки Трансанатолийского трубопровода довольно проста – это прямая альтернатива Nabucco. По нему через Турцию по тому же маршруту пойдет тот же газ, хотя потенциал для расширения у него меньше, и он останавливается на западной границе Турции. Если оценочная стоимость Nabucco составляет 12-15 миллиардов евро, то Tanap будет стоить гораздо меньше. И по крайней мере, он обеспечит достижение давней цели ЕС по созданию серьезной альтернативы российскому газу.

Еще по теме: Страны-участницы проекта Nabucco хотят газовых заверений

С другой стороны, «Южный поток», пропускная способность у которого втрое больше Nabucco, может залить европейские рынки газом, привести к снижению цен и затруднить конкурентным проектам заблаговременный поиск покупателей, которых можно привлечь к финансированию строительства. А поскольку большая часть трубопровода должна пройти под водой, он аккуратно и ловко обойдет проблемы со странами-транзитерами, такими как Украина, с которыми у России давно уже непростые отношения – в основном из-за настойчивых требований Киева к Москве поставлять ему дешевый газ в обмен на транзит в Европу. Газпром уже весьма результативно применил такую стратегию, проложив по дну Балтийского моря свой газопровод «Северный поток», который начал работать в 2011 году, перекачивая 27,5 миллиарда кубометров газа в год.

Газпрому также,  скорее всего, удалось уговорить отказаться от Nabucco немецкую RWE, которая могла стать одним из крупнейших конечных пользователей этого трубопровода. Глава RWE Юрген Гроссманн (Jurgen Grossmann) заявил в интервью Dow Jones в январе месяце, что его терпящая убытки компания думает о том, чтобы отказаться от планов участия в консорциуме Nabucco. Вот что говорит по этому поводу Эндрю Нефф (Andrew Neff) из IHS Global Insight: «Возможный выход RWE из консорциума Nabucco может и не стать концом для данного трубопроводного проекта, однако из-за этого на выход могут устремиться другие его акционеры, и поэтому Nabucco все больше и больше напоминает тонущий корабль».

По словам Неффа, если Азербайджан не примет быстрое и окончательное решение о подаче своего газа в Nabucco, «трубопровод будет обречен на гибель». Но такое решение маловероятно, поскольку национальная нефтяная компания Азербайджана ГНКАР отложила принятие решения о предпочтительном экспортном маршруте для газа со второго блока Шах-Дениза как минимум до конца марта. Но одновременно она вместе с турецкой Botas на всех парах идет к осуществлению проекта Tanap. «Это убедительно говорит о том, что Nabucco сейчас фактически выведен из трубопроводной гонки в южном коридоре», - говорит Нефф.

Менее очевидно то, как от участия в «Южном потоке» может выиграть Турция, которая надеется закрепиться на позициях крупного газового транзитера в Европу за счет реализации либо Nabucco, либо собственного проекта Tanap.

По словам турецкого аналитика по вопросам энергетики и члена национального комитета Всемирного энергетического совета (World Energy Council) Недждета Памира (Necdet Pamir), в том, что Анкара одновременно поддерживает два проекта, нет никакой грандиозной стратегии. «Подробности о проекте Tanap пока не объявлены, но похоже, он даст Турции и Азербайджану некоторые преимущества, которых нет у Nabucco», - говорит он, указывая на то, что данный проект не только гарантирует подачу в Европу 10 миллиардов кубометров газа в год, но и позволяет Анкаре забирать себе 6 миллиардов кубометров азербайджанского газа, часть которого будет использоваться в качестве сырья на единственном в Турции нефтехимическом предприятии, принадлежащем сегодня ГНКАР.

Еще по теме: СМИ о соперничестве между "Южным потоком" и Nabucco

Но «Южный поток» Турция поддерживает совсем по другой причине. Памир указывает на один из трех существующих в настоящее время  контрактов на импорт газа из России,  по которому Турцияя забирает 6 миллиардов кубометров в год через Трансбалканский трубопровод. Большей частью его используют потребители газа и электростанции в крупнейшем турецком городе Стамбуле. Этот контракт закончился 31 декабря, и Газпром хотел, чтобы Турция продлила его без изменений. Однако Анкара решила передать его в частный сектор в соответствии со своими планами либерализации газового рынка по правилам ЕС. «Они знали, что у Турции слабые позиции и выкручивали ей руки», - говорит Памир, отмечая те риски, которыми чреват отказ от соглашения с Газпромом в разгар зимы. Ведь может произойти то же самое, что случилось в январе 2009 года, когда из-за газового спора между Россией и Украиной были приостановлены поставки газа во многие страны Европы.

По иронии судьбы именно эти риски должен был устранить трубопроводный проект Nabucco.

Разворачиваясь в сторону Трансадриатического трубопровода

Поскольку занавес над проектом Nabucco (получившим название от оперы Верди) опускается, два конкурирующих с ним трубопровода, предназначенные для подачи в Европу азербайджанского газа, получили новую путевку в жизнь.

Nabucco был единственным проектом, предназначенным для транспортировки азербайджанского газа от восточных границ Турции до самого сердца Европы. Проблема двух трубопроводов-конкурентов (это соединительный газопровод Турция-Греция-Италия (ITGI) и Трансадриатический газопровод (ТАР)) состояла в том, что оба они должны были использовать ветхую турецкую инфраструктуру, чтобы перекачивать газ туда, где начинается их маршрут. Турецко-азербайджанский газопровод Tanap устраняет эту проблему.

Примерно 1700 из 2500 километров ITGI уже построено. Не хватает 207-километрового морского отрезка – трубопровода «Посейдон», который должен связать итальянскую и греческую газовые сети через Ионическое море. Этот проект уже разрабатывают совместно итальянская компания Edison и греческая Depa, создавшие в этих целях консорциум IGI Poseidon. Этот трубопровод будет иметь пропускную способность 8 миллиардов кубометров в год, а цена его составит около 1,5 миллиарда долларов.

Проект TAP, реализуемый консорциумом в составе Statoil, E.On и EGL, потребует строительства самого короткого трубопровод. Это будет всего 520-километровая секция мощностью 10 миллиардов кубометров в год, по которой газ будет идти через Грецию и Албанию, а далее через Адриатическое море на юг Италии. Стоимость проекта составляет  примерно 2 миллиарда долларов.

ТАР был единственным проектом из трех, в акционерный состав которого входил один из членов добывающего консорциума Шах-Дениз - компания Statoil с долей в 42,5%. Однако ВР, являющаяся оператором консорциума Шах-Дениз, ввязалась в драку, объявив в сентябре о собственном Юго-восточноевропейском трубопроводе (Seep), который планируется проложить из восточной Турции до австрийского Баумгартена. «Предложение ВР о строительстве Seep за три с половиной месяца с момента объявления о нем превратилось из темной лошадки в главного претендента», - говорит Нефф.

Nabucco может и мертв, но трубопроводные баталии продолжаются.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.