Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атака на посольство в Анкаре и «сирийские весы» Обамы

© REUTERS / Yavuz Ozden/Milliyet Daily Newspaper Посольство США в Анкаре после атаки
Посольство США в Анкаре после атаки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Атака на посольство США в Анкаре совпала с тем моментом, когда Хиллари Клинтон полностью попрощалась с карьерой главы Госдепартамента США, а Джон Керри официально был приведен к присяге в качестве нового госсекретаря. Для Турции важно, как Вашингтон воспримет недавние события в Анкаре. Принципиальный вопрос: как это отразится на сирийской политике администрации Обамы?

Атака на посольство США в Анкаре совпала с тем моментом, когда Хиллари Клинтон полностью попрощалась с карьерой главы Госдепартамента США, а Джон Керри официально был приведен к присяге в качестве нового госсекретаря. Для Турции важно, как Вашингтон воспримет недавние события в Анкаре. Принципиальный вопрос: как это отразится на сирийской политике администрации Обамы?

На мой взгляд, теракт не способен оказать прямого негативного воздействия на турецко-американские отношения. По этому поводу министр иностранных дел Ахмет Давутоглу провел переговоры со своим новым коллегой Джоном Керри в первые дни после его вступления в должность. Хотя один из турецких охранников посольства героически погиб, утешительным с точки зрения обеспечения безопасности является тот факт, что террористу-смертнику не удалось проникнуть в здание посольства, и взрыв прогремел у служебного входа. Едва ли представителей турецкой службы безопасности, которые мгновенно оказались на месте происшествия, можно обвинить в халатности. Более того, подобные теракты, в том числе в странах с такими сильными разведслужбами, как США, невозможно полностью предотвратить. Этот скорбный инцидент может послужить поводом для развития сотрудничества и координации деятельности двух государств в области борьбы с терроризмом, а также устранения существующих в этой сфере пробелов.

Читайте также: Посольства США на Ближнем Востоке - безопасность сотрудников

При активной поддержке НАТО администрация Обамы для оборонительных целей обеспечила в Турции ввод в эксплуатацию ЗРК «Пэтриот», призванных защитить южные рубежи Турции против вероятных ракетных атак режима Асада. Последний теракт мог быть осуществлен под воздействием местных и/или иностранных элементов, которых беспокоит размещение ракетных комплексов в Турции. Однако в противовес стратегическим целям авторов террористической атаки, этот инцидент упрочит солидарность членов НАТО и в значительной степени сблизит Анкару с Западом.

Инцидент произошел в период, когда в зарубежных странах возросло внимание к защите американских дипмиссий, а в стране развернулась внутриполитическая полемика. Поэтому он привлекает интерес и в американском обществе. Сильнейшим ударом для успешной карьеры главы Госдепа США Хиллари Клинтон, решившей покинуть пост госсекретаря, стала террористическая атака на американское консульство в Бенгази. Оппозиция обвиняет правительство Обамы в недостаточном принятии мер по защите американского присутствия за рубежом и в введении в заблуждение общественности. При даче показаний в Сенате и Палате представителей Клинтон столкнулась в этом вопросе с огромным давлением. Подобному прессингу со стороны Конгресса и общественного мнения подвергнется и Керри. Важнейшим благом, которое в этот период в силах сделать правительство Эрдогана для администрации Обамы, не желающей создавать впечатление беспомощности в защите своих дипломатов, станут повышенные меры безопасности американских дипмиссий в стране и поиск заинтересованных в последнем теракте лиц.

Анкара


Также по теме: Может ли Эрдоган стать турецким Линкольном?

Однако рассмотрим сирийское измерение инцидента. Пока не подтвердилась информация о том, что теракт мог быть осуществлен местной террористической организацией ультралевой направленности, подпитываемой мазхабными настроениями, в центре подозрений о вероятном мотиве находится сирийский вопрос. Фактически США дан сигнал: «Не вмешивайтесь в Сирию, иначе вас ждут неприятности». В таком сигнале заинтересованы правые и левые антиимпериалистические организации, осуждающие США за военные операции в исламском мире. Постепенно уступив Ирак Ирану, Афганистан - «Талибану», а также столкнувшись с терактом в Бенгази после вмешательства в Ливии, США теперь стремятся сохранять предусмотрительность в этом регионе. Несмотря на все внушения своих союзников в Турции и Персидском заливе, США не в состоянии взять на себя ответственность в Сирии. Военная помощь силам сирийской оппозиции все больше ограничивается, включая содействие и других игроков.

Если перевесит убеждение, что теракт в Анкаре связан с Сирией, утвердится ли в Вашингтоне политика изоляции США от проблемных зон? Или на передний план выйдет другая точка зрения: несмотря на то, что мы длительное время воздерживаемся от Сирии, мы снова стали мишенью для терроризма; США как глобальная сила не может позволить себе такую роскошь и прятать голову в песок? Очевидно, этот вопрос станет одним из первых предметов размышлений обновленной команды национальной безопасности США.

Читайте также: Динамика изменений в окружении Турции в 2013 году


Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон прилагала усилия, чтобы преодолеть возведенные вокруг Барака Обамы его советниками по внутренней и внешней политике бастионы, изолирующие Вашингтон от сирийского вопроса. Согласно New York Times, в предвыборной суете в Белом доме на высокие стены натолкнулся план вооружения сопротивления в Сирии, подготовленный совместно с бывшим главой ЦРУ Дэвидом Петреусом. Нельзя сказать, что новый госсекретарь Керри, по сравнению с Клинтон, более склонен к риску. К тому же приближенному с самого начала своей политической деятельности к Обаме Керри, по всей видимости, не придется чересчур настаивать на исключающем риск стиле внешней политики лидера. Кроме того, представляется маловероятным, что Чак Хейгел, ветеран войны во Вьетнаме, который, как ожидается, в скором времени получит одобрение в Сенате и займет пост министра обороны, станет действовать в противовес целям Пентагона, не желающего вступать в новые приключения.

В интервью Барака Обамы, опубликованном 27 января в журнале New Republic, президент США открыто сформулировал вопросы относительно активного вмешательства в Сирию, которые беспокоят американского президента: можем ли мы что-либо сделать для изменения ситуации? Будет ли эффективным военное вмешательство? Как оно повлияет на нашу способность поддерживать наших военнослужащих, все еще находящихся в Афганистане? Что будет после того, как мы вмешаемся? Может ли вмешательство спровоцировать еще большее насилие или применение химического оружия? Какова наилучшая возможность обеспечения стабильного постасадовского режима в Сирии? Как сопоставить чаши весов - десятки тысяч убитых в Сирии и десятки тысяч человек, теряющих свои жизни в Конго сегодня?

Теракт в Анкаре может перевесить чашу весов в сторону рисков, к которым приведет активное вмешательство Обамы в Сирию. Среди них также нельзя исключать дестабилизацию обстановки, если гражданская война перекинется на союзника США - соседнюю Турцию. Расчеты Анкары должны производиться через анализ этих чувствительных деталей в Вашингтоне.