Вооруженное крыло ливанской шиитской организации «Хезболла» в 80-е годы крепко обосновалось в Южной Америке на стыке трех границ - Бразилии, Аргентины и Парагвая. Потом ливанская радикальная группировка при поддержке Уго Чавеса сумела внедриться в Боливарианский альянс для народов нашей Америки (ALBA), а сейчас тесно сотрудничает с мексиканскими наркокартелями.
Доклад аргентинского спецпрокурора Альберто Нисмана (Alberto Nisman), который расследует террористический акт в здании Аргентинского еврейского культурного центра в 1994 году в Буэнос-Айресе, когда в результате взрыва погибли 85 человек, а свыше 300 получили ранения, вызвал бурную дискуссию в странах Латинской Америки. По данным аргентинских правоохранительных органов, в ходе расследования удалось обнаружить следы террористической организации более чем в 12 латиноамериканских странах.
В докладе Нисмана, а также в последних исследованиях Департамента национальной безопасности и Казначейства США приводятся данные об экспансии движения «Хезболла» в Венесуэле, а также в странах, входящих в Боливарианский альянс для народов нашей Америки (Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Висент и Гренадина). Это стало возможным благодаря тесным связям между умершим президентом Венесуэлы Уго Чавесом и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Как известно, Иран оказывает политическую и финансовую поддержку радикальной группировке. Существуют свидетельства о связях «Хезболлы» с партизанским движением Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) и мексиканскими наркокартелями для незаконного отмывания денег и финансирования террористов.
Впервые движение «Хезболла» появилось в Латинской Америке в начале 80-х годов. Учитывая наличие большой ливанской диаспоры в регионе, которая там обосновалась после гражданской войны, лидеры «Хезболлы» направили своих активистов в район стыка трех границ в Южной Америки - Бразилии, Аргентины и Парагвая.
Выбор был вовсе не случайным, так как здесь практически отсутствовала какая либо государственная власть, что было очень удобно для проведения операций по привлечения новых членов в ряды радикальной группировки, отмывания денег и финансирования террористической деятельности.
По данным исследования, опубликованного в 2011 году Роджером Норьегой, бывшим помощником госсекретаря США по делам Западного полушария, исламские экстремистские группировки, базирующиеся на Ближнем Востоке, получают из этого региона от 300 до 500 миллионов долларов финансовой помощи в год.
Взрыв здания Аргентинского еврейского культурного центра в 1994 году в Буэнос-Айресе является доказательством присутствия «Хезболлы» в Латинской Америке.
В докладе, опубликованном аргентинским спецпрокурором Альберто Нисманом, говорится, что Иран развернул в Южной Америке широкую террористическую сеть. В 2012 году США официально признали наличие ячеек «Хезболлы» на стыке трех границ в Южной Америки и предупредили правительства Аргентины, Бразилии и Парагвая о возможности подготовки террористического акта в любой их этих трех стран.
Несмотря на предупреждение американских властей многие политологи считают, что Иран и «Хезболла» рассматривают Латинскую Америку как удобное место для получения информации, а не в качестве мишени для терактов.
«Присутствие «Хезболлы» в регионе направленно на обеспечение финансовой и оперативной поддержки, и, маловероятно, что здесь может готовиться террористическая атака против США, или другой страны», - признался в марте прошлого года в Конгрессе на слушаниях о возможных угрозах «Хезболлы» в Западном полушарии Илан Берман (Ilan Berman), вице-президент Американского совета по внешней политике.
Присутствие в Мексике
«Хезболла» получает финансирование для осуществления своей деятельности в основном от незаконного оборота наркотиков. Об этом свидетельствуют тесные связи, которые были установлены между представителями ливанской радикальной группировки, а также колумбийскими и мексиканскими наркокартелями.
Доходы, получаемые о т незаконного оборота наркотиков, являются основными источниками финансирования военной структуры террористической организации, а также оказания материальной помощи шиитскому населению Ближнего Востока.
В декабре 2011 года федеральный суд США обвинил колумбийца Аймана Джумаа (Ayman Joumaa) ливанского происхождения в том, что он в период с 2005 года по 2007 год незаконно поставил мексиканскому наркокартелю Zetas 100 тонн кокаина.
В мае этого года, Манссор Арбабсиар ( Manssor Arbabsiar), имеющий двойное гражданство - США и Ирана - был приговорен в Соединенных Штатах к 25 годам тюрьмы за попытку завербовать членов Zetas с целью убийства посла Саудовской Аравии в Мексике. В ходе следствия было доказано, что иранские террористы были связаны с мексиканским наркокартелем для организации покушения.
Еще одним свидетельством присутствия «Хезболлы» в Мексике является тот факт, что обнаруженные подпольные наркотоннели на границе США и Мексики были вырыты с использованием тех же самых современных средств, которые используют члены террористической организации на Ближнем Востоке.
Правительство Мексики, однако, отвергает связь между «Хезболлой» и мексиканскими наркокартелями. В ноябре прошлого года посольство Мексики страны в Вашингтоне официально заявило, что не существуют никаких доказательств связи между ливанской радикальной группировкой и мексиканской организованной преступностью.
Самодовольство чавизма
Расширение иранских интересов в Латинской Америке было обусловлено тесной дружбой президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и умершего президента Венесуэлы Уго Чавеса. Венесуэльский лидер продвигал интересы «Хезболлы» в странах ALBA и предоставил территорию венесуэльского острова Маргарита в качестве убежища для террористов.
«Остров Маргарита затмил стык трех границ в Южной Америке и превратился в главное убежище, а некий террористический рай для этого движения», - указывается в докладе Роджера Норьеги.
По данным автора доклада, в Венесуэле сетью «Хезболлы» руководит ливанец Гази Нассреддин (Ghazi Nassereddine). Он уже более 10 лет живет в Венесуэле и имеет гражданство этой южноамериканской страны. Насреддин является вторым человеком в сирийском посольстве в Каракасе и пользуется поддержкой официальных властей Венесуэлы и Сирии. Он и два его брата занимаются вопросами расширения сети «Хезболлы» по всей Латинской Америке.
Один из братьев - Абдалла (Abdallah) – был членом венесуэльского парламента и сейчас занимает пост вице-президента Федерации выходцев из арабских стран. Второй брат – Одай (Oday) – отвечает за подготовку членов «Хезболлы» в военных лагерях на острове Маргарита, утверждает Норьега.