Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Будущее интернета: балканизация и границы

Выходки американского Агентства национальной безопасности вылились в то, что другие страны захотели отобрать контроль над интернетом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Бразилии Дилма Русеф недавно призвала другие страны отойти от американской интернет-гегемонии и разработать свои собственные структуры управления интернетом. Инициативе Русеф предшествовали сообщения о том, что США читают электронную почту Русеф, так что ее можно понять.

Президент Бразилии Дилма Русеф недавно на Генеральной Ассамблее ООН призвала другие страны отойти от американской интернет-гегемонии и разработать свои собственные структуры управления интернетом. Инициативе Русеф по созданию отдельных национальных внутренних сетей (интранетов) предшествовали сообщения о том, что США читают электронную почту Русеф, так что ее можно понять. Однако ее инициатива может привести к резкому отходу от открытого интернета – который может превратить его из всеобщего достояния в раздробленную мозаику с жесткими ограничениями.

Бразилия – одна из группы стран, включающей в себя Индонезию, Турцию и Индию, которые активнее всех участвовали в спорах последнего десятилетия о том, чтобы разработать международную структуру для управления интернетом – такую, которая сменит США в роли главного управляющего интернетом. Традиционно Америка в этих дискуссиях рисовалась в роли борца за свободный и открытый интернет, гарантирующий всем людям право на свободу выражения. Против этого идеала выступали репрессивные режимы, которые стремились ограничить связность и доступ к информации. Однако действия АНБ изменили этот дебат, отдалив ключевых сторонников Свободы Интернета и придав храбрости некоторым из самых репрессивных режимов на планете. На данный момент формируется коалиция между странами, которые выступают против того, как США придерживаются своих декларированных принципов свободного интернета, и странами, которые протестовали против этих принципов изначально.

Наши ближайшие союзники в Европейском Союзе, к примеру, сейчас рассматривают возможность отменить соглашения об обмене информацией с США и потребовать у американских владельцев серверов сообщать европейцам о том, что их данные – объект наблюдения американского правительства. Тем временем, репрессивные режимы типа Ирана, Сирии и Китая берут под контроль над информацией в своих сетях, заражают популярные приложения и сервисы и подрывают основы открытой и связной структуры интернета.

Мотивы стран, ставящих под сомнение фактический контроль Америки над мировым интернетом, могут разниться, однако выход они все предлагают в одном тревожном направлении: в сторону «балканизированного», раздробленного интернета. Если это произойдет, есть опасность, что интернет превратится в аналог европейского железнодорожного сообщения, где переменное напряжение и 20 различных типов сигнализации вынуждают машинистов останавливаться и переключать систему или даже менять поезд, что выливается в опоздания, потери в эффективности и рост издержек. Пользователь будет попадать под сложный набор различных юридических требований, которые будут накладывать противоречащие друг другу требования и предоставлять взаимоисключащие права. И точно так же, как различные сигнальные системы затрудняют передвижение людей и торговлю товарами, интернет в рамках такой сложной юрисдикционной структурой будет совершенно точно тормозить современные экономические процессы.

Кроме того, АНБ открыло ящик Пандоры тем фактом, что по-разному относилось к «гражданам» и «иностранцам» (даже определяя обе группы миллионом бесчисленным множеством способов). Американские правила также накладывают юрисдикционные ограничения на основании геолокации (на основе маршрута вашего интернет-трафика или размещения баз данных, которыми вы пользуетесь). Уже сейчас гражданин Германии, получающий доступ к нью-йоркскому центру сбора и обработки данных через китайскую оптоволоконную линию может обнаружить, что его данные подпадают под целый набор противоречащих друг другу юридических ограничений, требующих одновременно конфиденциальности и активного наблюдения.

Кроме того, дробление интернета подрывает его свободу. Опасности подвергается основополагающий принцип Статьи 19 Всеобщей декларации прав человека – защита права на свободу убеждений и на свободное выражение их, и возможность участвовать в информационном обществе. Вероятно, Бразилия не призывает установить контроль над всей информацией в сети и цензурировать свой собственный народ, или следить за ним, но многие другие страны с более мутными мотивами поддерживают ее.

Даже до недавних разоблачений выходок АНБ США получало призывы к более «демократичной» мировой системе интернет-регулирования, которая давала бы другим странам право голоса в процессе установления правил. Теперь, во имя свободного интернета, Вашингтон просто обязан скорее восстановить веру в то, что Америка – благонадежный заведующий интернетом и защитник прав человека в сети. Мы ждем от Вашингтона мощных реформ – нам следует обуздать свое нездоровое пристрастие к слежке и тайному вмешательству. Мы сможем вернуть себе доверие мира и сменить безрадостное направление, в котором мы на данный момент движемся, лишь в том случае, если будем абсолютно прозрачны в том, что касается сферы текущей деятельности, и прекратим совершать действия, нарушающие национальные нормы.