В некоторых словацких кинотеатрах сейчас идет фильм «Социалистическая атака зомби», а пару дней назад состоялась мировая премьера пятого сезона сериала The Walking Dead. Почему мы так любим этих зомби?

С определенного момента зрители в кинотеатре уже просто смеялись. Фильм «Социалистическая атака зомби», который снимался несколько лет и является словацкой попыткой зацепиться за тему зомби, восприняли не слишком серьезно.

Действие разворачивается еще во времена социализма. В Чехословакию попала советская граната с газом, который превращает людей в жаждущих крови зомби. И после урока военной подготовки заражается вся школа, ученики которой начинают свою борьбу за существование. Фильм снят о прошлом, так что зритель прощает логические «несостыковки» в событиях и недостатки в изображении социалистического ретро-мира. Главное, он ужасно забавный.

А вот американский сериал The Walking Dead – это нечто совсем другое. Зритель задается вопросом о том, какие удары судьбы могут еще постигнуть группу зомби, выживших после апокалипсиса под руководством шерифа Рика. Воскресная премьера первой части пятого сезона в США заставила прильнуть к экранам телевизоров рекордное количество зрителей. У нас этот сериал завоевал также немало поклонников среди интернет-пользователей.

Начиная с фильма «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, снятого им в 1968 году, зомби завоевывают место в популярной культуре все быстрее. Развернулся даже спор о том, какое кино было первым фильмом о зомби. По всему миру проходят парады людей, переодетых в зомби (так называемые zombie walks). Пара таких уже состоялась и в Словакии.

Кто-то может поморщиться от темы зомби. Ведь все-таки смотреть фильмы и сериалы о живых мертвецах – это слегка эксцентричное занятие. Но зомби были всегда, как минимум со времен Джорджа Ромеро, важным индикатором состояния общества.

Для сериала The Walking Dead зомби – это лишь кулисы. В первых сезонах мы наблюдаем за формированием группы выживших в мире, охваченном зомби-апокалипсисом. Каждый из них своенравен, каждый является представителем определенной части американского общества, и зритель наблюдает за динамикой их взаимоотношений и тем, как они меняются под влиянием новой ситуации. В последних сезонах понятно, что цивилизация уже погибла, и группы выживших дерутся между собой за то, что еще осталось от старого мира.

Немного психологии, немного социологии, а все вместе – отличная драма. Но подобное «второе дно» есть не только у сериалов и фильмов. Книга Макса Брукса «Мировая война Z» – кстати, намного более интересная, чем фильм с Брэдом Питтом, снятый на основе этой книги, – тоже является своего рода сатирой на современный глобализированный мир. Вообще, встает вопрос о том, можно ли после этой книги рассказать о зомби еще что-то новое.

Мы – мир, который сомневается в собственном будущем


Интересно было бы также объяснить популярность зомби как феномена поп-культуры, которая росла на протяжении прошедших десяти лет. Если в 70-х и 80-х мертвецы, слоняющиеся с бездушным выражением на лице, были некой метафорой потребительского образа жизни, то сегодня интерпретаций гораздо больше.

Мир, в котором бесчинствуют «Исламское государство», Эбола и кризис на Украине, переполняет страх перед собственной гибелью. Вероятно, отсюда наше восхищение пост-апокалиптическими повествованиями, в которых группы выживших мертвецов просто борются за существование.

К тому же, большинство наемных работников в экономически развитых странах работает в сфере услуг и нередко целый день проводит за компьютером в огромных застекленных небоскребах. Сегодня большую часть рабочего дня «когнитариат» занимается решением высоко абстрактных задач. То есть неудивительно, что по вечерам эти люди ищут развлечения в сюжетах, в которых происходит что-то динамичное: часто речь идет о физической ловкости, события разворачиваются на природе, на загадочных обломках цивилизации.

Зомби – общий символ для множества угроз, которые могут привести нашу цивилизацию к гибели. Поэтому людям нравится смотреть фильмы и читать книги о них.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.