Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Государственное образование в Бразилии: низкое качество, неравенство и стагнация

© AP Photo / Ricardo MoraesШкольники в Рио-де-Жанейро
Школьники в Рио-де-Жанейро
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Более 65% пятиклассников государственных школ Бразилии не умеют различать квадрат, треугольник и круг. Около 60% не способны выделить определенную информацию в художественном или публицистическом тексте. Такова картина школьного образования в Бразилии, складывающаяся в соответствии с результатами единого экзамена, где оценивается уровень знаний школьников.

Такова картина государственного школьного образования в Бразилии, складывающаяся в соответствии с результатами единого экзамена (Prova Brasil), где оценивается уровень знаний школьников, получивших базовое (среднее) образование.

Более 65% пятиклассников государственных школ Бразилии не умеют различать квадрат, треугольник и круг. Около 60% не способны выделить определенную информацию в художественном или публицистическом тексте. Среди старшеклассников: в 9-м классе около 90% учащихся не научились переводить указанную длину из метров в сантиметры, а 88% не могут назвать основную идею статьи или стихотворения. Вот лишь некоторые из минимальных навыков, которыми, как предполагается, должны обладать школьники на указанных этапах обучения, и которые наши учащиеся не демонстрируют. Это показывают результаты последнего единого экзамена, обнародованные федеральным правительством в конце ноября. Каждые два года по итогам Prova Brasil оцениваются успехи пяти- и девятиклассников в освоении португальского языка и математики. Тест используется для того, чтобы определить основной показатель качества образования в стране — Индекс развития базового образования (Ideb).

Однако результаты выявляют нечто еще более опасное, чем низкий уровень знаний: неравенство. В то время как в некоторых южных штатах, таких как Сан-Паулу и Санта-Катарина, половина учащихся демонстрирует вполне сбалансированные результаты по португальскому языку, в таких штатах, как Алагоас и Мараньян, аналогичный показатель не дотягивает до 20%. «Если исходить из того, что образование является неотъемлемым правом каждого, то выходит, те школьники, которые не получают образования на должном уровне, этого права лишены», — говорит Эрнешто Мартиньш Фариа, координатор проектов фонда Леманн, некоммерческой организации, направляющей свои усилия на улучшение качества образования.

Сокращение неравенства в обучении является еще нерешенной задачей даже для тех штатов, которым удалось набрать минимальное значение индекса качества, установленного Министерством образования. В 2013 году только четыре штата смогли достичь минимальных показателей Ideb, среди них Гояс. Но если взглянуть на уровень знаний школьников в этом штате, выявленный на основании единого экзамена, мы обнаружим, что только 24% учащихся показывают адекватные данному этапу обучения знания по португальскому языку, и только 41% учащихся — по математике (среди пятиклассников). Гояс набрал индекс 5,5, выше минимального 4,9 (Ideb 6 считается показателем хорошего качества). Это объясняется тем, что Ideb рассчитывается не только на основе качества полученных знаний. Его показатель также зависит от процента успешно сдавших экзамены.

В целом, в период с 2011 по 2013 год процентная доля бразильских школьников с адекватным уровнем знаний по португальскому языку возросла, а по математике значительно сократилась, особенно среди девятиклассников. Если смотреть по штатам, то в большинстве из них процент учащихся с должным уровнем знаний остается неизменным с 2011 года. Неравенство между теми, кто дотягивает до минимума и нет, тоже остается стабильным. Что делать, чтобы уменьшить этот показатель?

«В Бразилии неравенство связано с инфраструктурой школ», — объясняет Даниэл Кара (Daniel Cara), генеральный координатор Национальной кампании за право на образование. «В больших городах, где школы располагают соответствующим оборудованием, лабораториями, библиотеками и преподавателями с более высоким уровнем подготовки, обучение является более эффективным», — говорит он. В дополнение к инвестициям в инфраструктуру и учителей еще одна необходимая мера заключается в принятии единой национальной учебной программы, где будет указан тот объем знаний, которым каждый учащийся должен обладать на определенном этапе школьного обучения.

В отличие от многих стран у Бразилии нет национальной учебной программы. Некоторые штаты и крупные города разработали собственные учебные программы. Но у большинства штатов их нет — хотя все они на равных правах принимают участие в едином экзамене, проводимом федеральным правительством. Вопросы стандартизированы, но сам изучаемый материал — нет. Абсолютно нелогично. Кроме того, правительством не обозначены критерии для определения адекватности полученных знаний на каждом этапе. Критерии, используемые в диаграммах в данной статье, принадлежат движению «Все за образование», неправительственной организации, которая следит за качеством национального образования. Министерство образования (MEC) только в этом году приступило к обсуждению базы общей учебной программы. Разработка ее входит в План по национальному образованию, одобренный в июне, закон, устанавливающий цели для достижения более качественных результатов в данной области.

Отсутствие критериев обучения рождает еще один вопрос относительно единого экзамена и Ideb: до какой степени этот вид оценки, называемый стандартизированным, может быть единственным показателем качества для правительства (в разработке государственной политики) и для школ (которые должны знать, что им следует улучшить)?

Созданный в 2007 году Ideb является одним из крупных достижений государственной образовательной политики в Бразилии. Хорошие системы образования, за редким исключением, используют этот тип оценки для измерения качества обучения. Но его может быть недостаточно. «Этот тип тестирования ничего не оценивает, только измеряет», — говорит Осимар Алаварсе (Ocimar Alavarse), специалист по оценке обучения педагогического факультета Университета Сан-Паулу (USP). Результаты единого экзамена отражают реальное состояния дел, но не говорят нам о том, хорошо это образование или плохо. «Один лишь Ideb или единый экзамен не дают нам достаточно сведений для того, чтобы оспаривать государственную политику», — считает Кара.

Стандартизированная оценка должна быть дополнена конкретными данными — о каждом образовательном учреждении в отдельности. План национального образования предусматривает анализ факторов, определяющих эффективность каждой школы, такие как образование учителей, расположение школы, профиль учащихся и участие местного сообщества. «Эти условия способны изменить не только уровень знаний студентов, но в конечном счете влияют на качество образования в целом», — говорит Кара.

С тех пор как более 25 лет назад образование стало правом, гарантированным Конституцией, робкие успехи в бразильской системе образования были достигнуты благодаря двум основным политическим шагам со стороны государства: универсализации начального образования, обеспечившей каждого ребенка школьным образованием, и системе оценки обучения. Отныне, чтобы выйти на новый уровень качества образования, страна нуждается в более совершенных инструментах, нежели только предоставление рабочих мест и проведение стандартизированного теста.