Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рост расходов на здравоохранение и образование в России после выборов?

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПосещение В. Путиным Смоленской областной клинической больницы
Посещение В. Путиным Смоленской областной клинической больницы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2011 году русские объявили о планах совершенно астрономических военных расходов в объеме более 650 миллиардов долларов. Что ж, как стало известно, затраты на оборону могут сократить после выборов, чтобы добавить деньги на здравоохранение и образование. Эта история напоминает нам о том, что политика в России сегодня активна, полемична и интересна, какой она не была уже давно.

В 2011 году русские объявили о планах совершенно астрономических военных расходов в объеме более 650 миллиардов долларов. Бывший министр финансов Алексей Кудрин был вынужден со временем уйти в отставку - в значительной мере, из-за своих возражений против такого колоссального увеличения ассигнований на оборону, немалая часть которых будет просто разбазарена в силу прямо-таки легендарной неэффективности российской военной промышленности. * Если возражения Кудрина против столь мощных трат на нужды обороны были связаны в основном с его навязчивой идеей по поводу дефицитов и долгов (чем он похож на немцев, хотя благодаря этой его одержимости у России сегодня более прочный финансовый фундамент, чем у любого другого государства в мире), то другие говорили, что эти деньги лучше потратить на здравоохранение, образование и социальный сектор, ибо, хотя Россия и добилась определенных успехов в этих областях за прошедшие 10-12 лет, ситуация там далека от нормальной.

Читайте также: Изгнанный Кудрин критикует российский бюджет

Что ж, в статье в российской газете "Ведомости" с подзаголовком "Как стало известно «Ведомостям», затраты на оборону и правоохранительные органы могут сократить после выборов, чтобы добавить деньги на здравоохранение и образование. Речь идет о 700 миллиардах рублей (24 миллиарда долларов) ежегодно". Звучит предположение о том, что Кремль очень серьезно думает об отмене своих ранее заявленных и широко разрекламированных оборонных расходов. 24 миллиарда долларов в год - это большие деньги, и если данный план будет реализован, то цифра, приведенная "Ведомостями", увеличит вложения в здравоохранение и образование в размере около 2,5% ВВП страны. Это очень солидно, учитывая то обстоятельство, что общие расходы российского государства на здравоохранение и образование составляют порядка 6-7% ВВП.

Вот как пишут об этом "Ведомости":

В правительстве идет обсуждение будущего баланса федерального бюджета, от которого будет зависеть и экономическая политика нового правительства и президента, рассказали несколько федеральных чиновников. По словам высокопоставленного чиновника правительства, баланс и план реформ должны быть готовы в мае. Главная проблема — найти источники финансирования для уже объявленных инициатив и уменьшения дефицита пенсионной системы. Уже ясно, что Пенсионный фонд еще долго — «как минимум до 2025 года» — останется дефицитным, рассказывает чиновник правительства. К тому же срочно надо решать проблемы с недофинансированием здравоохранения, продолжает он: из всех госуслуг граждане сильнее всего недовольны уровнем здравоохранения.



Президент и премьер-министр в курсе, но пока в дискуссии не вмешиваются, уверяет правительственный чиновник. Зато участники обсуждения называют их «изматывающими многочасовыми дискуссиями» и «боями ведомств». Начало «боям» положил итоговый доклад экспертов, работающих над обновлением стратегии-2020, в котором говорится о необходимости реструктурировать расходную часть бюджета. Эксперты предложили вариант «Плюс 4 минус 2»: увеличить важные расходы бюджета на 4% ВВП и сократить неэффективные на 2%. Важными они сочли транспорт (плюс 1,6% ВВП), образование (плюс 1,3% ВВП) и здравоохранение (плюс 1% ВВП), а сократить предлагается в первую очередь расходы на силовиков (0,9% ВВП) — национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Программа вооружений, которая (без учета кредитов и социальных гарантий) превышает 1% ВВП, оказывает «колоссальное давление» на бюджетную систему. Есть резервы и в разделе «Национальная безопасность», указывают эксперты: можно сократить число ведомств, ликвидировать дублирующие подразделения, перевести часть силовиков на гражданскую службу. Еще правительственные эксперты предлагают сократить на 0,8% ВВП бюджетные статьи «Национальная экономика» и «ЖКХ» (в основном речь идет о прямых субсидиях из бюджета).

Читайте также: Россия призывает к жесткой бюджетной политике, несмотря на предвыборные обещания

Позиция Минфина еще жестче, чем у правительственных экспертов: наращивать одни расходы можно, лишь сократив на столько же другие. Об этом министр Антон Силуанов говорил в февральском интервью «Ведомостям». Минфин уже представил свои предложения в правительство, сообщили «Ведомостям» несколько чиновников. Сэкономить 2% ВВП предлагается за счет реформирования пенсионной системы и повышения адресности социальных выплат (дадут 0,8% ВВП), урезания расходов на программу вооружений и правоохранительные органы (еще 1,2% ВВП). «В России число полицейских на 1000 человек населения вдвое выше, чем в других странах, а их численность сравнима с численностью военнослужащих», — рассуждает чиновник Минфина. Денежное довольствие, резко выросшее благодаря реформе МВД, предлагается не трогать, но сокращать численность получателей — полицейских.

Расходы на оборону и правоохранительные органы заметно выросли в прошлом году, когда президент Дмитрий Медведев увеличил финансирование программы вооружений до 20 триллионов рублей до 2020 года и провел дорогостоящую реформу МВД. Перевод финансирования полиции на федеральный уровень в ближайшие три года потребует 567 миллиардов рублей, а дотации регионам, компенсирующие их потери из-за реформы, — еще почти 210 миллиардов рублей.

Чиновник, близкий к Минобороны, подтвердил, что первому вице-премьеру Игорю Шувалову предстоит найти возможность сокращения до 2015 года расходов по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 1,2% ВВП. Сейчас, по словам собеседника «Ведомостей», обсуждаются уменьшение, пролонгация или полное закрытие некоторых программ по закупке вооружений (за исключением стратегических ядерных сил) и сокращение личного состава Минобороны и МВД, но без урезания денежного довольствия и социальных программ.

Читайте также: Российский военный бюджет истощает коррупция

По мнению специалиста, близкого к Минобороны, резервы для сокращения есть: можно свернуть программу закупки во Франции вертолетоносцев типа Mistral, уменьшить число закупаемых стратегических подлодок проекта 955, а также вывести из состава флота атомный крейсер «Петр Великий», превратившийся в «президентскую яхту». Представитель вице-премьера Дмитрия Рогозина вчера вечером не смог ответить, участвует ли Рогозин в обсуждении сокращения затрат на оборонные расходы. Представитель МВД от комментариев отказался. В министерстве знают об обсуждении планов сокращения расходов в правительстве, но никакие конкретные предложения с МВД не обсуждались, говорит сотрудник министерства.



Смотрите по теме: Уникальный крейсер "Петр Великий"

В любом случае решить, резать или нет расходы на военных и правоохранительные органы, может только президент, которому представят такой вариант, говорит высокопоставленный чиновник правительства.

На МВД сейчас экономить не нужно, считает Виталий Цимбал из Института Гайдара: полицейские только прошли через реформу, им нужно дать время адаптироваться к новой жизни. Оборона — отрасль материалоемкая, требует больших затрат, рассуждает Цимбал, так что резервы для сокращения в этой отрасли есть, особенно при формировании гособоронзаказа. С ним не согласен гендиректор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов: резать оборонные расходы нельзя, стране надо быть готовой к возможной войне, которая может прийти из Центральной Азии.


Что все это значит на самом деле? Ну, Путин и его команда обрели печальную известность из-за своих почти постоянных шараханий и финтов то в одном, то в другом направлении. Неопределенность обсуждаемых планов заставляет меня сделать вывод о том, что это своего рода пробный шар: они запускают информацию о возможном увеличении бюджетных расходов на здравоохранение и образование, а потом ждут, как на это отреагирует общество.**

Конечно, на все на это можно также смотреть через призму крайнего цинизма: Путин пытается заручиться поддержкой среди низших классов общества, которые гораздо больше среднего класса зависят от государственного здравоохранения и образования. Но на это можно также посмотреть и через более просветленную и оптимистическую оптику: Путин и его команда знают, что общество требует существенного улучшения государственных услуг, и что для него будут неприемлемыми расходы на новые подводные лодки и истребители в десятки миллиардов долларов. Иными словами, Кремль понимает, что дальше так жить нельзя, и собирается понемногу менять правила бюджетной игры.


Еще по теме: Россия подходит к выборам с бюджетными проблемами и твердым рублем

Посмотрим, во что все это выльется. Я нисколько не удивлюсь, если в конечном итоге будет принято компромиссное решение: поделить деньги пополам и скромно увеличить расходы на здравоохранение и образование, сохранив курс на наращивание военных расходов. Но эта история в очередной раз напоминает нам о том, что политика в России сегодня активна, полемична и интересна, какой она не была уже давно.

------
* Хорошо понимая, как на самом деле работали социалистические предприятия, можно составить себе отличное понимание причин и характера сбоев в работе российской оборонной промышленности с организационно- институциональной точки зрения. Вопреки многочисленным сообщениям западных средств массовой информации эти дисфункции не являются исключительно результатом деятельности безграмотного, коррумпированного и отвратительного управленческого аппарата. Методы работы оборонной промышленности заслуживают отдельной статьи, но достаточно сказать, что недостатки командно-административной системы в военно-промышленном комплексе наглядно проявлялись на каждом шагу (гонка за количеством в ущерб качеству и страшно непроизводительное расходование ресурсов). Кроме того, Советы специально распределяли производство военной продукции по всем союзным республикам, чтобы у "построенного" в России истребителя были десятки компонентов с Украины, из Эстонии, Грузии и т.д. Эта система снабжения полностью рухнула в 1990-е годы, что оказало вполне предсказуемое воздействие на основных российских производителей. Представьте себе, что 40% субподрядчиков компании Boeing внезапно оказались в Мексике, Панаме и Гватемале – и вы получите приблизительное представление о том, что произошло.

** Кремль одержим результатами опросов общественного мнения, и получает действительно вполне надежную информацию о настроениях в обществе. Если эта история о расходах повысит рейтинги Путина на  несколько  процентов, то, как мне кажется, данные планы будут продвигать. Если же ее проигнорируют, либо если она навредит Путину, то планы эти быстро свернут.