На протяжении четырех десятилетий западные страны обучали свои войска вести оборонительные боевые действия против Красной Армии. Теперь, через 10 лет после развала Советского Союза, вопрос заключается не в агрессии России против НАТО. Вопрос заключается в принятии России в НАТО.
Президент Владимир Путин озвучил эту идею в прошлом месяце, предположив, что настало время Североатлантическому альянсу рассмотреть вопрос о принятии России в качестве члена в организацию, созданную полвека назад в качестве противовеса растущей мощи Москвы. Либо НАТО должна прекратить рассматривать Россию в качестве противника, либо она должна быть распущена, как геополитический анахронизм, заявил президент России.
Тема была подхвачена. Канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) на прошлой неделе одобрительно отозвался о идее членства России в НАТО, в то время как президент Буш (Bush) обсуждал данный вопрос в частном порядке со своими советниками, как сообщили источники, близкие к обсуждениям. Идея получила общественную поддержку среди законодателей, от лидера меньшинства в палате представителей Ричарда Джефардта (Richard A. Gephardt) в Вашингтоне до ультранационалистического представителя Государственной Думы Владимира Жириновского в Москве.
Никто не ожидает, что Кремль вскоре начнет заполнять заявление о приеме в члены Организации. В ближайшее время обсуждение вопроса позволит обеим сторонам обозначить свои политические позиции по вопросам расширения НАТО на восток. По мнению аналитиков, Запад подал России надежды на членство в НАТО, чтобы Москве было легче смириться с принятием в Организацию прибалтийских республик. Тем временем Путин стремится подчеркнуть противоречие между расширением Альянса к российским границам и заявлениями, что этот процесс не направлен против его страны.
"Это политика, - говорит Павел Фельгенгауэр, московский военный аналитик. - Россия не может вступить в НАТО, и все это знают. ┘ Россия заявляет, что она желает вступить в НАТО, Альянс отвечает, что любая страна может подать заявление о принятии, однако, конечно, это нонсенс. Запад просто хочет сделать приятное г-ну Путину. Он знает, что этого не случится".
Однако все эти разговоры служат почвой для провокационных споров в Москве и на Западе о месте России в структуре европейской безопасности и о роли НАТО в мире после окончания "холодной войны". Как выразились некоторые специалисты-международники, обсуждение членства в НАТО поднимают вопрос, как и когда Россия может быть включена с систему безопасности европейского континента.
"Одним из положительных результатов всего этого в теоретическом плане является тот факт, что люди начнут говорить о главном", - считает Селеста Уолландер (Celeste Wallander), директор Российской программы вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. По ее мнению, споры о расширении НАТО в 90-х годах были слишком сфокусированы на том, какие страны будут приняты, а каким придется подождать. "Никто не обсуждал, чем НАТО является, чем она должна быть и чем она будет. Мы уклонились от обсуждения главного вопроса".
Представитель НАТО Ив Бродер (Yves Brodeur) заявил, что вопрос принятия России практически не поднимался. "Это не является частью текущих обсуждений, - сказал он. - Этот вопрос не стоит в повестке дня на нынешнем этапе".
И российский министр обороны Сергей Иванов на прошлой неделе попытался принизить значение вопроса. "Вступление России в НАТО в ближайшем будущем нереально и невероятно", - заявил он.
Однако он добавил, что Москва благосклонно относится к более тесному сотрудничеству с НАТО в сфере отражения угроз, исходящих из таких мест, как Ближний Восток или Балканы. "Я заметил, что наши западные партнеры желают объединения усилий в сфере безопасности, - отметил министр. - Мы тоже этого хотим". Судя по всему Кремль поощряет обсуждение данного вопроса. Связанный с Кремлем интернет-сайт www.strana.ru на прошлой неделе разместил 13 статей о возможном членстве России в НАТО.
Путин высказал эту идею 18 июля на пресс-конференции перед встречей с Бушем в Генуе, Италия, размышляя над тем, как следует пересмотреть взаимоотношения между Востоком и Западом. Одной из "возможностей является включение России в НАТО, - отметил он. - Это позволит создать единую оборону и безопасное пространство".
Джефардт стал сторонником идеи после посещения России этим летом. "НАТО была создана для защиты от общих угроз и для предотвращения конфликтов между ее членами, поэтому, что может лучше предотвратить новую "холодную войну" или кое-что похуже, чем предоставление России возможности вступления в НАТО?", - заявил он в своей речи 2 августа.
Говоря о заявлении, авторство которого он приписал советнику по вопросам национальной безопасности Буша Кондолизе Райс (Condoleezza Rice), Шредер на прошлой неделе назвал "очень обнадеживающим" тот факт, что Соединенные Штаты считают, что Россия когда-либо сможет вступить в НАТО. Хотя он и не уточнил, когда Райс сделала подобное заявление, он высказался в его поддержку. "С исторической точки зрения, членство России в НАТО не может быть исключено в долгосрочной перспективе ".
В ответ на вопрос о комментариях Шредера чиновник из администрации США сообщил, что позиция Райс заключается в том, что "в Америке когда-то можно будет представить, что будет рассматриваться вопрос о членстве России в НАТО". Это является более осторожной формулировкой, чем та, которую предложил глава Германии.
Согласно мнению широкого ряда аналитиков, с реалистической точки зрения Россия не соответствует военным и политическим критериям, установленным НАТО для новых членов. Помимо того, НАТО обращает внимание на политические свободы, демократические институты и права меньшинств. Продолжающаяся война в Чечне способствует тому, что многие члены НАТО воздержатся (от принятия России - прим. пер.), сообщил представитель НАТО Бродер. Другие специалисты отмечают, что российский военный бюджет не прозрачен, и что вооруженные силы не находятся под полным контролем гражданских лиц.
Более того, западные официальные лица отметили, что Россия неохотно использует потенциал сотрудничества с НАТО, предусмотренный такими программами, как "Партнерство во имя мира". Москва не желает присоединяться к программам, которые поставят ее на один уровень с такими странами, как Албания. За исключением предоставления миротворческих сил на Балканы, Россия преимущественно отклоняется от участия в совместных учениях или занятиях, предлагаемых военным ведомством США.
Однако западный дипломат, работающий в Москве, заявил, что последние комментарии Путина внушают повод для оптимизма. "Я считаю интересным то, что именно Путин вновь затронул это вопрос, - сказал он. - Он вновь поставил его на обсуждение. И мы заинтересованы в том, что продолжить это обсуждение на том месте, где он остановился".