Самолетами, которые врезались в Международный торговый центр и Пентагон, управляли, по мнению экспертов в области терроризма, специально подготовленные пилоты. "Они управляли самолетами сами, - сказал президент Объединения бывших офицеров спецслужб Жене Потье (Gene Poteat). - Ни один пилот даже под дулом пистолета не будет направлять машину на здание". Люди, захватившие самолеты, использовали их в качестве оружия. Террористы, по его мнению, были в состоянии выводить из строя системы связи, с помощью которых можно было бы предупредить органы власти.
Уже после сравнительно непродолжительной интенсивной летной подготовки террорист в состоянии управлять самолетом на каком-то небольшом участке полета или привести машину к определенной цели. Такой точки зрения придерживается опытный пилот Бернд Бокшталер (Bernd Bockstahler). Можно предположить, что террористы привели экипаж самолета в бессознательное состояние или даже уничтожили его физически. "Если террористы проходят интенсивную подготовку обращения с оружием и боеприпасами, то почему бы, не заняться и обучением летному делу".
Представитель Немецкой службы воздушной безопасности Аксель Рааб (Axel Raab) в интервью второй программе ФРГ заявил, что использовавшиеся для террористических актов самолеты летели на высотах ниже тех, на которых они могли быть засечены радиолокационными станциями. "Мы провели заседание кризисного штаба", - говорили вчера в офисе Немецкой службы воздушной безопасности. С катастрофами в Нью-Йорке и Вашингтоне международный терроризм приобрел новые масштабы. Преступления с использованием авиационной техники теперь не исключены и в Германии. В силу того, что воздушное пространство над крупными городами остается открытым, то предотвратить запланированное преступниками падение самолета на жилые кварталы, правительственные здания или на другие вероятные объекты вряд ли представляется возможным. В мирное время даже президентские дворцы лишь в немногих странах находятся под защитой средств ПВО. Заблаговременное уничтожение самолета - это единственная возможность предотвратить террористический акт, но это дело немыслимое в небе над населенными районами или если принимать во внимание то, что на борту находятся невинные заложники.
Защиты как таковой не существует
Пояса безопасности для крупных городов от террористических ударов с воздуха не существует. До сих пор в США исходили только из возможности угрозы ракетного нападения или бомбовых ударов со стороны других стран. В этом случае всякая информация о несанкционированном пересечении идентификационной зоны ПВО своевременно передается на командные пункты авиации. Гражданские полеты на внутренних линиях контролируется, напротив, федеральным органом воздушных сообщений. Он, среди прочего, несет ответственность за контроль при посадке пассажиров и загрузке багажа перед вылетом самолетов. Этим преследуется цель предотвратить появление на борту самолета вооруженных угонщиков.
После старта самолета сразу становится известным, если он самовольно отклоняется от заданного маршрута или, не предупредив, вторгается в запретную зону и не реагирует на запросы на обычных радиочастотах. Единственно, что могут сделать в этом случае авиадиспетчеры, увести из коридора данного самолета другие машины. Так делается и в случае угона самолета. Нападение, таким образом, не только не предотвратить, его без наличия информации о намерениях преступников вряд ли можно даже предугадать.
"Террористический акт с воздуха можно предотвратить только на земле", - сказал Аксель Рааб. Для того, чтоы избежать угона самолета, надо тщательнее контролировать пассажиров и багаж. Если же преступники используют свои собственные летательные аппараты, в частности, легкие спортивные самолеты, то не приходится рассчитывать и на такие обычные для аэропортов способы защиты. После окончания "холодной войны" воздушные объекты, приближающиеся к границам ФРГ извне и наблюдаемые на экранах радиолокационных станций, еще ни разу не поднимали по тревоге бундесвер (вооруженные силы Германии. - Прим. пер.) автоматически, заметил Рааб. "В обычных случаях это было бы делом таможенников".