Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Изменение мирового порядка

Следствием нынешнего кризиса является перегруппировка стран мира в составе союзов. У Джорджа Буша-младшего появилась возможность при благоприятных условиях довершить дело, начатое его отцом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в

"Каждая страна, в каждом регионе, сейчас должна принять решение. Либо вы с нами, либо вы с террористами" (Президент США Джордж Буш-младший).

27 сентября 2001 года. В прошедшую неделю мир стал свидетелем геополитического переустройства, сопоставимого с теми, которые произошли в 1945 году, по окончании второй мировой войны, или в 1989 году, после падения Берлинской стены. Соединенные Штаты воспользовались негодованием, вызванным воздушными атаками на Нью-Йорк и Вашингтон, для того чтобы создать коалицию против терроризма, в которую вошли такие соперники, как Китай, и такие бывшие парии, как Куба, Иран и Судан. Региональные державы вроде Индии, Пакистана и России также принуждаются к тому, чтобы сделать стратегический выбор - с такими же далеко идущими последствиями, как реакция Советского Союза на американское предложение помощи по плану Маршалла (Marshall), которое было сделано вслед за спасением Западной Европы (от фашизма).

В 1947 году Сталин отверг американскую помощь и тем самым закрепил раздел континента. Но на этой неделе российский президент Владимир Путин, его посткоммунистический преемник в Кремле, преодолел сопротивление собственных вооруженных сил и дал благословение Москвы на использование американской авиацией аэродромов в (бывших советских) республиках Средней Азии. Это решение фактически открывает путь американским войскам для размещения впервые в истории на территории бывшего Советского Союза, в рамках подготовки к нападению на Афганистан. Возникают два вопроса: насколько международная поддержка коалиции зависит от ограниченности целей США в (готовящейся) войне и какую цену эти страны требуют в обмен на свою поддержку?

Первоочередной целью американской политики является изоляция режима "Талибан" в Кабуле. Теперь, когда Саудовская Аравия порвала связи с талибами, эта дипломатическая цель практически достигнута. Остракизм "Талибана" прокладывает дорогу для возглавляемого Соединенными Штатами нападения на лагеря подготовки террористов Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), главного подозреваемого в нападениях террористов (на Америку). Воздушные бомбардировки в сочетании с проводимыми подразделениями "коммандос" операциями по поиску и уничтожению противника могут быть начаты уже на следующей неделе. Однако возглавляемые Соединенными Штатами военные операции против бен Ладена являются всего лишь первым этапом войны с терроризмом. Второй этап потенциально значительно шире: длительная кампания против спонсоров терроризма, которая может быть направлена против таких государств, как Ирак, и тем самым вызвать отчуждение некоторых членов коалиции, включая европейские страны.

В краткосрочной перспективе представляется, что г-ну Путину удалось выжать максимальную пользу из своего ослабленного положения в Средней Азии. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан каждый просигнализировали о своей готовности в той или иной мере терпеть ограниченное военное присутствие США. Но на более длительную перспективу Россия рассматривает этот богатый нефтью регион как твердо входящий в сферу ее влияния. Такие эксперты, как Андрей Федоров, бывший замминистра иностранных дел России, на прошлой неделе прогнозировали, что г-н Путин будет делать осторожные шаги. "Давление в пользу сохранения статус-кво очень сильно, - сказал г-н Федоров, ныне стоящий во главе политической программы (общественного) Совета по внешней и оборонной политике в Москве. - Кроме того, когда вы пригласили к себе гостя, трудно просить его уйти". Следовательно, шаг г-на Путина вполне может сигнализировать о более динамичной российской внешней политике. Вместо того чтобы просто попросить Европу и США не замечать его жестких мер против преимущественно мусульманских повстанцев в мятежной республике Чечня, он, возможно, готовится к более крупной игре.

Согласно одной теории, г-н Путин запасается фишками перед своим визитом в США в середине октября. До кризиса планировалось сфокусировать эти переговоры на возражениях России против американских планов строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО) и против следующего расширения Организации Североатлантического договора (НАТО), в ходе которого в состав этой организации скорее всего будут приняты бывшие прибалтийские советские республики. Сегодня дипломатические позиции сторон стали куда более подвижными.

Первое, г-н Путин (по приезде в США) может обнаружить , что у хозяев поубавилось решимости торопиться со строительством НПРО, отчасти вследствие ухудшившихся прогнозов по бюджету, но также из-за того, что нападения террористов (на Америку) коренным образом видоизменили расстановку сил в дискуссиях по национальной безопасности. Преступники использовали ножи, а не ядерное оружие, чтобы захватить самолеты и нанести сокрушительный удар по Америке.

Второе, из чего российский президент не стал делать тайны в ходе своих бесед с германским канцлером Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) в Берлине на этой неделе, это то, что он стремится переопределить отношения России с НАТО до такой степени, что, быть может, даже станет добиваться приема в эту организацию России.

Один высокопоставленный европейский чиновник, повторяя высказанные в Берлине мнения, доказывает, что нынешний кризис предлагает случающуюся раз в жизни возможность поощрить превращение России в цивилизованную страну, которая перестанет угрожать своим соседям. Ожидаемое расширение на восток одновременно НАТО и Европейского союза должно способствовать переоценке отношений с Москвой.

Официальные представители США осторожно реагируют на это, отмечая, что разговоры о новом партнерстве с Россией являются "клинтонианством" и им недостает достоверности, по меньшей мере сейчас. Куда лучше добиваться осязаемых целей, таких, как подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что будет сопоставимо с недавним приемом в нее Китая и Тайваня. Индия и Пакистан, которые по сей день противятся новому расширению ВТО, также воспользовались нынешним кризисом, чтобы добиваться отмены наложенных на них в 1998 году санкций за проведенные ими испытания ядерного оружия. Пакистан, в совсем недавнем прошлом один из главных спонсоров движения "Талибан", ожидает увеличения помощи, в том числе рассчитывает, что ему облегчат выплату внешнего долга в сумме 36 млрд. долл. США.

В стратегическом плане предложение Индии предоставить в распоряжение США сухопутные или морские базы для нападения на Афганистан может оказаться более значимым указанием на ее будущие намерения. Еще до кризиса Вашингтон начал сближаться с Индией, отчасти для того, чтобы противодействовать возвышению Китая. Теперь эта тенденция может усилиться, хотя официальные представители американской администрации заявляют, что поддержка со стороны Пакистана в действительности предлагает Соединенным Штатам куда больший простор для маневра между двумя региональными державами.

Что касается Китая, кое-кто опасается, что Пекин, возможно, захочет использовать свою поддержку акции США против терроризма, в частности, для того, чтобы решить проблему Тайваня. Тайваньский президент Чен Шуйбянь (Chen Shui-bian) говорил о вероятности "чрезмерных требований со стороны Китая в своем недавнем интервью с газетой "The Financial Times". Но г-н Чен сказал, что уже получил от Вашингтона заверения, что США останутся самым важным гарантом безопасности Тайваня.

В конечном счете длительное геополитическое переустройство будет определяться не только тем, как станут разворачиваться события в Центральной Азии, но также тем, как пойдут дела на Ближнем Востоке. Когда г-н Буш-младший на этой неделе обнародовал свой список террористических организаций, которым грозят финансовые и иные санкции, он сознательно говорил о "глобальном" терроризме. Такие группировки, как "Исламский джихад" (Islamic Jihad) и "Хамас" (Hamas), активно действующие в Израиле и Ливане, были предусмотрительно опущены.

США хотят, чтобы граничащий с Афганистаном и враждебно относящийся к режиму талибов Иран оставался нейтральным; что-либо сверх того способствовало бы приданию акции США огромной законности в глазах мусульманского мира. Однако поддержка со стороны Ирана обусловлена проведением Соединенными Штатами более требовательной политики в отношении Израиля. То же самое относится ко всем остальным арабским государствам, каждое из которых отчаянно хочет достижения политического урегулирования между израильтянами и палестинцами.

Десять лет назад международная коалиция во главе с отцом г-на Буша-младшего изгнала иракские войска из Кувейта и нанесла поражение Саддаму Хуссейну (Saddam Hussein). После этого г-н Буш-старший произнес фразу о "новом мировом порядке". Он оказал давление на принадлежавшего к правому крылу израильского премьер-министра с целью склонить его к соглашению "земля в обмен на мир" на оккупированных территориях. И вот теперь, по прошествии десяти лет, возникает соблазн предсказать новые возглавляемые Соединенными Штатами Америки усилия по строительству нового мирового порядка, основывающегося на кампании по уничтожению международного терроризма и установлении подобия мира на Ближнем Востоке.