Вашингтон, 24 декабря 2001 года. Большинство в нашем мире сочло односторонний выход администрации Буша-младшего (George W. Bush) из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года оскорблением для России и для ее под конец ставшего прозападным президента Владимира Путина. Вот почему такой интригующей показалась история, рассказанная одним высокопоставленным чиновником Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.). Он сообщил, что это было не одностороннее американское решение, но нечто вроде стратегии консенсуса между командами Буша-младшего и Путина. Два президента, как сказал этот чиновник, оба пришли к заключению, что внесение изменений в Договор по ПРО ни к чему хорошему не приведет, а поэтому наилучшим из возможных вариантов является односторонний выход США из договора. Они предполагали, что на Путина обрушатся с упреками его военные, а Буша-младшего назовут унилатералистом (сторонник односторонних действий - прим. пер.). Но обе стороны, как пояснил чиновник, пришли к мнению, что сумеют справиться с критикой и таким образом решить вопрос.
Хотя этот отчет, возможно, несколько неискренен - Путин был честен в своем разочаровании выходом Америки из Договора по ПРО - он несет в себе нечто важное: ощущение закрытого синдиката Белый дом-Кремль, который имеет своей задачей перестройку американо-российских отношений и взаимное преодоление сопротивления в Москве и в Вашингтоне. Реальность, безусловно, более сложна, однако именно в таком плане отношения Буш-Путин все сильнее начинают представляться многим европейским правительствам, российским политическим деятелям и даже профессиональным политикам государственного департамента и Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.).
В центре всего этого водоворота находятся раскаленные добела персональные отношения между президентами Бушем-младшим и Путиным и те понимания, которых очевидно добились эти двое, особенно в ходе состоявшихся после событий 11 сентября встреч в Шанхае и Крофорде, штат Техас. Каждый президент, в свою очередь, оказывал давление на свою команду, добиваясь согласия на далеко идущие перемены в американо-российских отношениях по первому требованию и без длительных консультаций.
Самым известным является случай, когда г-н Путин дезавуировал публичное высказывание своего министра обороны и принудил своих военных согласиться на базирование американских вооруженных сил в Средней Азии, что сыграло ключевую роль в формировании американо-российского партнерства в войне в Афганистане.
Но г-н Буш-младший также опасно приближается к границе допустимого. Помимо решения относительно Договора по ПРО, спорное предложение включить Россию в процесс принятия решений в Организации Североатлантического Договора (НАТО), как сейчас представляется, также является продуктом канала связи Буш-Путин - таким продуктом, который застал врасплох высших военных чинов Пентагона и ряд правительств стран НАТО. Эта идея вызвала шторм критики в Европе и в Вашингтоне, когда ее озвучили британский премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair) и генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон (Robertson), а теперь профессионалы от политики болезненно пытаются совершить откат назад. Но официальные лица Великобритании почти не сомневаются в том, откуда был запущен этот пробный шар: Робертсон и Блэр, говорят они, действовали по подсказке г-на Буша-младшего.
В Москве г-на Путина критикуют за то, что он ускоренными темпами ведет Россию в западном направлении, не удосужившись подождать, когда на это согласятся его политическая элита или общественность, и что он заключил невыгодную для себя сделку. А теперь, как следствие инициативы НАТО, некоторые из тех же самых тревог высказываются в отношении г-на Буша-младшего.
В Вашингтоне с его политическим климатом военного времени ворчание приглушено, особенно в силу того, что кое-кто из тех, кто озабочен сильнее других, принадлежит к Республиканской партии. Однако в Европе кое-кто из тех, кто имеет основания больше других волноваться из-за отношений с Россией, начал откровенно высказываться по этому поводу.
Министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимошевич (Wlodzimierz Cimoszewicz) во время своего визита в Вашингтон на этой неделе заметил, что американская администрация, как ему представляется, слишком нетерпелива в своем стремлении реорганизовать западные институты для того, чтобы угодить новой России, вместо того, чтобы сфокусироваться на реальном осуществлении в Москве обещанных перемен. "Мы считаем, что выбор г-ном Путиным Запада является искренним, но мы по-прежнему не знаем, является ли это решение стабильным выбором России, а не только ее нынешнего руководителя. Это должно быть подтверждено временем, - сказал г-н Цимошевич. - Почему нам нужно перестраивать весь мир через два месяца после того, как что-то началось?"
Хотя граничащая с Россией Польша является одним из самых надежных сторонников политики США внутри НАТО с тех пор, как вступила в этот альянс в 1996 году, ей впервые стало известно о плане создания нового Совета НАТО-Россия только после того, как г-н Блэр уже отправил свое письмо г-ну Путину. Поляки - как и некоторые официальные лица США за пределами Белого дома - были ошеломлены грандиозными масштабами этого плана, который дал бы России равный с членами НАТО статус при принятии решений по многим вопросам.
В одном из вариантов плана г-на Блэра предусматривалось, что все вопросы, которые специально не исключены из совместного с Россией рассмотрения, автоматически будут передаваться в совет НАТО-Россия, давая России фактически право вето. Вероятные последствия такого шага были бы драматичными, как указывает г-н Цимошевич. Если бы подобный Совет существовал в последние 6 лет, Россия блокировала бы все три случая вмешательства НАТО на Балканах, а Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) все еще находился бы у власти в Белграде. "Весь механизм НАТО мог бы быть заторможен или даже парализован", - сказал он. Именно такого результата добивался г-н Путин до 11 сентября.
Г-ну Цимошевичу и другим озабоченным в Европе и в Вашингтоне были обещаны гарантии, что НАТО сохранит способность действовать независимо от России. Сейчас в государственном департаменте США и в Пентагоне разрабатываются проекты положений, которые без большого шума фактически сведут на нет первоначальную схему, и в результате мы получим орган, который не будет существенно отличаться от ныне существующего Совета НАТО-Россия. Однако в конечном итоге эта формула возвратится к двум президентам, в то ограниченное пространство, где они перекраивают мировую политику. Как сегодня хорошо известно чиновникам в обеих столицах, этот канал может дать совершенно неожиданный результат.