Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Динамичный дуэт в мировой политике

Запад по-прежнему не знает, является ли решение сотрудничать с Западом стабильным выбором России, а не только ее нынешнего руководителя

Динамичный дуэт в мировой политике picture
Динамичный дуэт в мировой политике picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большинство в нашем мире сочло односторонний выход администрации Буша-младшего из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года оскорблением для России и для ее под конец ставшего прозападным президента Владимира Путина. Вот почему такой интригующей показалась история, рассказанная одним высокопоставленным чиновником Белого дома, который сообщил, что это было не одностороннее американское решение, но нечто вроде стратегии консенсуса между командами Буша-младшего и Путина.

Вашингтон, 24 декабря 2001 года. Большинство в нашем мире сочло односторонний выход администрации Буша-младшего (George W. Bush) из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года оскорблением для России и для ее под конец ставшего прозападным президента Владимира Путина. Вот почему такой интригующей показалась история, рассказанная одним высокопоставленным чиновником Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.). Он сообщил, что это было не одностороннее американское решение, но нечто вроде стратегии консенсуса между командами Буша-младшего и Путина. Два президента, как сказал этот чиновник, оба пришли к заключению, что внесение изменений в Договор по ПРО ни к чему хорошему не приведет, а поэтому наилучшим из возможных вариантов является односторонний выход США из договора. Они предполагали, что на Путина обрушатся с упреками его военные, а Буша-младшего назовут унилатералистом (сторонник односторонних действий - прим. пер.). Но обе стороны, как пояснил чиновник, пришли к мнению, что сумеют справиться с критикой и таким образом решить вопрос.

Хотя этот отчет, возможно, несколько неискренен - Путин был честен в своем разочаровании выходом Америки из Договора по ПРО - он несет в себе нечто важное: ощущение закрытого синдиката Белый дом-Кремль, который имеет своей задачей перестройку американо-российских отношений и взаимное преодоление сопротивления в Москве и в Вашингтоне. Реальность, безусловно, более сложна, однако именно в таком плане отношения Буш-Путин все сильнее начинают представляться многим европейским правительствам, российским политическим деятелям и даже профессиональным политикам государственного департамента и Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.).

В центре всего этого водоворота находятся раскаленные добела персональные отношения между президентами Бушем-младшим и Путиным и те понимания, которых очевидно добились эти двое, особенно в ходе состоявшихся после событий 11 сентября встреч в Шанхае и Крофорде, штат Техас. Каждый президент, в свою очередь, оказывал давление на свою команду, добиваясь согласия на далеко идущие перемены в американо-российских отношениях по первому требованию и без длительных консультаций.

Самым известным является случай, когда г-н Путин дезавуировал публичное высказывание своего министра обороны и принудил своих военных согласиться на базирование американских вооруженных сил в Средней Азии, что сыграло ключевую роль в формировании американо-российского партнерства в войне в Афганистане.

Но г-н Буш-младший также опасно приближается к границе допустимого. Помимо решения относительно Договора по ПРО, спорное предложение включить Россию в процесс принятия решений в Организации Североатлантического Договора (НАТО), как сейчас представляется, также является продуктом канала связи Буш-Путин - таким продуктом, который застал врасплох высших военных чинов Пентагона и ряд правительств стран НАТО. Эта идея вызвала шторм критики в Европе и в Вашингтоне, когда ее озвучили британский премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair) и генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон (Robertson), а теперь профессионалы от политики болезненно пытаются совершить откат назад. Но официальные лица Великобритании почти не сомневаются в том, откуда был запущен этот пробный шар: Робертсон и Блэр, говорят они, действовали по подсказке г-на Буша-младшего.

В Москве г-на Путина критикуют за то, что он ускоренными темпами ведет Россию в западном направлении, не удосужившись подождать, когда на это согласятся его политическая элита или общественность, и что он заключил невыгодную для себя сделку. А теперь, как следствие инициативы НАТО, некоторые из тех же самых тревог высказываются в отношении г-на Буша-младшего.

В Вашингтоне с его политическим климатом военного времени ворчание приглушено, особенно в силу того, что кое-кто из тех, кто озабочен сильнее других, принадлежит к Республиканской партии. Однако в Европе кое-кто из тех, кто имеет основания больше других волноваться из-за отношений с Россией, начал откровенно высказываться по этому поводу.

Министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимошевич (Wlodzimierz Cimoszewicz) во время своего визита в Вашингтон на этой неделе заметил, что американская администрация, как ему представляется, слишком нетерпелива в своем стремлении реорганизовать западные институты для того, чтобы угодить новой России, вместо того, чтобы сфокусироваться на реальном осуществлении в Москве обещанных перемен. "Мы считаем, что выбор г-ном Путиным Запада является искренним, но мы по-прежнему не знаем, является ли это решение стабильным выбором России, а не только ее нынешнего руководителя. Это должно быть подтверждено временем, - сказал г-н Цимошевич. - Почему нам нужно перестраивать весь мир через два месяца после того, как что-то началось?"

Хотя граничащая с Россией Польша является одним из самых надежных сторонников политики США внутри НАТО с тех пор, как вступила в этот альянс в 1996 году, ей впервые стало известно о плане создания нового Совета НАТО-Россия только после того, как г-н Блэр уже отправил свое письмо г-ну Путину. Поляки - как и некоторые официальные лица США за пределами Белого дома - были ошеломлены грандиозными масштабами этого плана, который дал бы России равный с членами НАТО статус при принятии решений по многим вопросам.

В одном из вариантов плана г-на Блэра предусматривалось, что все вопросы, которые специально не исключены из совместного с Россией рассмотрения, автоматически будут передаваться в совет НАТО-Россия, давая России фактически право вето. Вероятные последствия такого шага были бы драматичными, как указывает г-н Цимошевич. Если бы подобный Совет существовал в последние 6 лет, Россия блокировала бы все три случая вмешательства НАТО на Балканах, а Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) все еще находился бы у власти в Белграде. "Весь механизм НАТО мог бы быть заторможен или даже парализован", - сказал он. Именно такого результата добивался г-н Путин до 11 сентября.

Г-ну Цимошевичу и другим озабоченным в Европе и в Вашингтоне были обещаны гарантии, что НАТО сохранит способность действовать независимо от России. Сейчас в государственном департаменте США и в Пентагоне разрабатываются проекты положений, которые без большого шума фактически сведут на нет первоначальную схему, и в результате мы получим орган, который не будет существенно отличаться от ныне существующего Совета НАТО-Россия. Однако в конечном итоге эта формула возвратится к двум президентам, в то ограниченное пространство, где они перекраивают мировую политику. Как сегодня хорошо известно чиновникам в обеих столицах, этот канал может дать совершенно неожиданный результат.