Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия вновь обретает доброту души

Советские времена были нелучшими для филантропии. Ныне многие российские компании заново начинают служить добру

Россия вновь обретает доброту души picture
Россия вновь обретает доброту души picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После десятилетия, прошедшего со времени падения коммунизма в России, для которого был характерен дух стяжательства, владельцы крупнейших компаний страны задумываются о том, как отдать долги обществу

После десятилетия, прошедшего со времени падения коммунизма в России, для которого был характерен дух стяжательства, владельцы крупнейших компаний страны задумываются о том, как отдать долги обществу.

Крупнейший производитель алюминия, компания "Русский алюминий" - обладающая весьма подмоченной репутацией - в прошлом месяце объявила, что становится главным спонсором российской олимпийской команды. Это обойдется компании в сумму, равную нескольким тысячам долларов.

Вторая по величине нефтяная компания "Юкос", за которой укрепилась слава третировать миноритарных акционеров, совсем недавно выделила $10 млн на создание Фонда "Открытая Россия", из которого будут финансироваться разнообразные проекты в области образования и культуры.

А еще одна нефтяная группа - ТНК внесет $1,5 на осуществление совместной с Библиотекой конгресса США трехлетней программы обменов "Российские руководители". Эта программа призвана познакомить восходящих российских политических и деловых "звезд" с жизнью и работой в США.

Не ослабляя контроля над дочерними фирмами и получая повышающиеся вместе с ростом экономики и цен прибыли, все большее число российских боссов начинает задумываться о том, чтобы обрести легальный статус, и делятся с другими скромной частью доходов.

"По моему ощущению, наметился рост благотворительности со стороны компаний - в особенности со времен финансового кризиса августа 1998 года", - говорит Сергей Туркин, директор Агентства социальных инвестиций - независимой исследовательской группы.

По оценке директора московского представительства британского фонда Charities Aid Foundation Ольги Алексеевой, крупнейшие компании страны выделяют на благотворительные цели от $5 млн до $20 млн в год. "Появилось молодое поколение лидеров, знакомых с принципами западного управления, которые считают корпоративную ответственность частью новой культуры", - говорит она.

"Филантропия глубоко укоренившееся в русской душе явление", - считает Елена Тополева, глава Агентства социальной информации, занимающегося оказанием консультативных услуг. По ее словам, за пожертвованиями, в особенности в пользу Православной церкви и детских приютов, стоит давняя дореволюционная традиция.

Подобная практика сошла почти на нет в советские времена, когда государство считало, что творить благо - его исключительная прерогатива. Отдельным гражданам надлежало лишь делать добровольно-принудительные взносы в ограниченное число благотворительных фондов, находящиеся под контролем государства, а само слово филантропия было ругательным.

Частично эта двойственность сохранилась и в посткмоммунистическое десятилетие. Исследование корпоративной социальной ответственности, впервые проведенное в 1999 году в 23 ведущих странах канадской компанией Environics, показала, что русские наиболее скептически - после казахов - относятся к мысли, что крупным компаниям следует сыграть роль в установлении высоких этических стандартов и формировании усовершенствованного общества.

Вместе с тем лидеры деловых кругов - равно как и обладающие гораздо более скромными средствами отдельные граждане - стали больше отдавать. В начале 1990-х большая часть денежных средств передавалась местным администрациям, которые стремились поддержать находящиеся в плачевном состоянии из-за недофинасирования и плохого управления муниципальные ресурсы. В последнее время растет понимание, что это не более чем не имеющее конца неэффективное разбазаривание ресурсов.

Ныне с переходом крупных компаний на международные стандарты аудита они заносят в разряд филантропии дорогостоящие "социальные активы": содержание ведомственного жилья для работников, затраты на образование и поддержание региональной инфраструктуры, которые им достались от советских времен и от которых они не сумели избавиться.

Немаловажную роль играет стремление создать имидж. Владимир Потанин, экс-министр и главная сила "Интерроса" - конгломерата, объединяющего предприятия от добывающего до банковского секторов, - финансирует детские дома и выплачивает стипендии через благотворительный трест своего имени.

Михаил Ходорковский, глава "Юкоса", уподобил себя сразу трем поколениям американской династии Рокфеллеров, проделавшей путь от резинового барона до филантропа. Его имя фигурирует в названии "Зала Ходорковского" в Соммерсет-хаусе в Лондоне, где экспонируются работы из петербургского "Эрмитажа".

Как считает Алексеева, ощущение вины играет значительную роль в том, что ряд средних бизнесменов вносит пожертвования, объясняя это стремлением избежать новой революции. "Однако что касается олигархов, подобное может прийти им в голову, когда они достигают 50-летнего возраста", - говорит она. "Сейчас они жертвуют, чтобы прославиться, и - частично - из гордыни. Делать деньги для них более не главная цель, а лишь часть процесса".

Сознательный интерес также является важным фактором. По мнению Марины Леборакиной из Института городской экономики, проводившего специальное исследование, "компании стремятся поднять цену на свои акции, создавая благоприятный имидж и репутацию за счет социальных программ". Леборакина считает, что среди компаний наметилась тенденция подходить стратегически к пожертвованиям: благотворительными программами все чаще начинают заниматься их отделы по маркетингу. Этими программами предусматриваются расходы в регионах, где действуют компании, одной из целей которых является потенциальное рекрутирование их жителей, учитывая, что рынок рабочей силы оказывается под возрастающим прессом.

Рядовые россияне пока не преодолели в себе предубеждение в отношении своих более обеспеченных сограждан и косо смотрят на то, как те транжирят свои денежки - пусть и предположительно на благие цели, - что не дает снизиться напряжению в обществе. Политики также могут не соглашаться с приоритетами жертвователей.

Однако какими мотивами ни руководствовалась бы корпоративная благотворительность, и каким скромным ни был бы ее вклад - она приносит пользу нуждающимся. Как говорит Алексей Прохоров из "Русского алюминия", "мы окажем достаточную поддержку нашим спортсменам, чтобы они могли с достоинством состязаться за рубежом".