Как до, так и после событий 11 сентября президентом Бушем (Bush) был принят ряд инициатив во внешней политике, которые представляют собой существенные изменения, и не столько курса, сколько - в большей степени - формы внешних отношений Соединенных Штатов с другими государствами. Он сделал политические заявления, которые более близки внутренним переживаниям американцев, чем заявления его предшественников на этом посту; именно благодаря этому, он пользуется в настоящий момент столь высокой популярностью.
После первой мировой войны Соединенные Штаты, совершенно сознательно, отошли от тех проблем, что были связаны с вопросами европейской дипломатии. Тем не менее, последовавшая экономическая депрессия и крах фондовой биржи в 1929 году, а, кроме того, укрепление фашистского режима в Германии в 1933 году, с его ускоряющимся перевооружением и открытыми угрозами прийти к насильственному пересмотру мирного договора, подписанного в 1919 году, заставили стремящиеся к изоляции Соединенные Штаты серьезно отнестись к потенциальной угрозе нацистской Германии, а так же и к открыто милитаризованной японской империи, которая занималась захватом и оккупацией территорий, принадлежащих Китаю.
Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt) между 1933 и 1939 годами был вынужден разрешить весьма деликатную проблему по установлению равновесия, в результате чего, с одной стороны, он дал своим согражданам гарантии в том, что США не окажутся вовлеченными в другую мировую войну, а, с другой стороны, открыл им глаза и дал понять реальность существующей угрозы, воплощенной антидемократическими и милитаристскими правительствами Германии, Японии и Италии (именно в таком порядке, в соответствии со стратегической важностью каждой). Но, даже при этом, состояние национального единства, продемонстрированного США во время второй мировой войны, во многом заключалось в том, что Япония внезапно напала на Перл Харбор, а Гитлер пришел к тому, что сам объявил войну.
С 1945 года и до середины девяностых годов внешняя политика Соединенных Штатов была по-настоящему двухпартийной. Конгресс и общественное мнение обычно не интересовались вопросами внешней политики так, как это делал глава страны, но с готовностью поддерживали основные предложения президента. Все президенты, будь то республиканцы или демократы, выступали за политику сдерживания и перевооружения, соответствующую состоянию холодной войны. Все они поддерживали как НАТО, так и Европейский Союз в создании основанного на демократии политического и экономического альянса, составленного из десятка стран, которые в прошлом вели друг с другом войны. Все (американские президенты) выступали за ограниченные варианты свободной международной торговли и все поддерживали многочисленные вмешательства в политику стран Латинской Америки, происходившие, в основном, со стороны правительств в большинстве своем консервативных. Все президенты, и республиканцы, и демократы, во время холодной войны были готовы вести переговоры с Советским Союзом. И в 1991 году президент Буш, во время войны в Персидском заливе, первым насладился содействием обеих партий и широкой поддержкой со стороны мирового сообщества.
Хотя все президенты, по крайней мере в начале, давали обещания уменьшить количество ядерных видов вооружения и загрязнение окружающей среды, многие влиятельные предприниматели, а также и организованное общественное мнение внутри страны, волновались из-за этих вопросов куда меньше, чем глава страны. Президент Клинтон получил поддержку со стороны военных и парламента значительно меньшую, чем все его предшественники, потому как высказался против войны во Вьетнаме и, приложив определенные усилия, в тот момент не попал на нее (впрочем, как и президент Буш II, который, безусловно, поддерживал американское участие в других случаях). Клинтон хотел, чтобы Соединенные Штаты ратифицировали соглашение 1993 года о запрещении использования химических видов вооружения, соглашение о полном запрещении проведения ядерных испытаний и протокол, подписанный в Киото об уменьшении производства охлаждающих газов, но Конгресс нанес ему поражение по всем этим вопросам.
В настоящий в момент Соединенные Штаты имеют президента, выступающего против международных соглашений, целью которых является снижение ядерного, химического и биологического вооружения, а также и против протокола, подписанного в Киото. И до и после 11 сентября с большим апломбом говорилось о конце договора по противоракетной обороне (ПРО), об увеличении производства нефти, об отступлении от вопросов по урегулированию проблем окружающей среды и о соглашениях, носящих вербальный характер, с Владимиром Путиным, больше, чем о принятии специфических мер, сопровождающихся конкретными цифрами в отношении ядерного разоружении. Он продолжает выражать свою готовность создать противоракетный щит, не обращая внимания на то мнение, которое могут высказать его союзники, или на научные доказательства. Европейские читатели: несмотря на то, что вы могли подумать о своей политике вообще и так, как говорил о ней я, вы должны очень серьезно отнестись к тому, что столь часто комментируемый "унилатерализм" необходимо применять не только в дипломатических переговорах, но и в ваших отношениях с научным и политическим обществом внутри Соединенных Штатов.
В это самое время, очевидно, что его риторика нравится общественному мнению вне главных городов и университетов. Им нравится слышать, как он применяет эпитет "проклятые" к Ирану, Ираку и Северной Корее. Он возбуждает их чувство патриотизма, настаивая на том, что где-то там есть тысячи убийц-террористов, расхаживающих на свободе, и что "война" против терроризма только-только началась. Возможно эта преувеличенная риторика будет уменьшаться в ближайшие месяцы, но, в настоящий момент, президент добивается изменения направления движения всей внешней политики Соединенных Штатов с 1945 года.
Габриэль Джексон, историк