В Солт-Лейк-Сити в выходные представители российского Национального олимпийского комитета с большим размахом чествовали одного из главных своих спонсоров - компанию Русский алюминий (РусАл).
Спонсирование олимпийских команд крупными корпорациями - явление не новое. Поддерживая национальные команды, выступающие на мировых аренах, они получают международную рекламу и одновременно укрепляют позиции внутри своих стран.
Готовность же РусАла выделить средства российским олимпийцам стала проявлением радикального поворота в отношениях бизнеса и спорта в России. Со времени падения коммунизма ручеек финансовых влияний государства в спорт почти пересох, и участие российских спортсменов в крупных соревнованиях было возможным почти исключительно благодаря средствам, полученным от западных спонсоров.
"Странная это была ситуация", - замечает заместитель генерального директора РусАла, бывший экономический советник Бориса Ельцина Александр Лившиц. - "Спонсорами выступали "Смирнофф", "Адидас", "Самсунг", "Рибок" и "Кока-Кола". Ни одной российской компании".
На Играх в Солт-Лейк-Сити все изменилось: 22 из 24-х спонсоров команды - российские компании. Для РусАла, второго по величине производителя алюминия в мире, приход в спорт в качестве спонсора - прекрасная возможность для паблисити, в особенности, в США, на которые приходится 30% экспорта компании.
Не менее важно, по словам Лившица, налаживание тесных отношений РусАла с мировыми финансовыми центрами. РусАл придает значение "американским рынкам, контактам с банкирами из США и инвестиционными фондами", - говорит он.
РусАл, созданный в результате слияния основных производителей алюминия, с момента становления принялся избавляться от посредников, традиционно занимавшихся продажей его продукции, взяв на вооружение модель прямых продаж. А это непростая задача на российском рынке, где царит нестабильность, а то и произвол и беззаконие. Сам РусАл также не избежал неприятностей: генеральному директору компании Олегу Дерипаске отказано во въезде в США вслед за обвинениями, выдвинутыми в его адрес бывшими партнерами, в рэкете и коррупции.
Помимо проблемы имиджа Лившиц хотел бы, чтобы о РусАле - и шире, всей России - судили по делам. "Мы хотим продемонстрировать миру, что Россия изменилась", - подчеркивает он.