Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Состояние стратегических ядерных сил США

Если бы устрашение России в действительности не требовалось, тогда, по всей вероятности, США могли бы сократить большее количество ядерных боеприпасов

Состояние стратегических ядерных сил США picture
Состояние стратегических ядерных сил США picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время как предыдущая администрация заявляла, что предложенный ею состав стратегических ядерных сил США предназначается для предотвращения возможной российской угрозы, нынешняя администрация настаивает, что в ее расчетах Россия не учитывается. К цифре 2000 ядерных боеприпасов, как утверждают военные стратеги президента Буша-младшего, они пришли, когда оценивали лишь силы, необходимые для устрашения государств-изгоев и для разубеждения Китая в том, что путем наращивания собственных ядерных возможностей он сможет достичь паритета с Соединенными Штатами.

13 марта 2002 года. Недавние сообщения о том, что администрация Буша-младшего (George W. Bush) пересмотрела свою ядерную стратегию, имеют тенденцию заслонять тот факт, что многое из того, что администрация изложила в докладе, представленном конгрессу по его требованию, не является новым. Вот уже на протяжении более десятилетия Соединенные Штаты пытаются путем устрашения сдерживать государства-изгои от использования оружия массового поражения (ОМП), публично заявляя, что могут ответить на это ядерным ударом, а органы планирования в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) подкрепляют эту угрозу, подготавливая теоретические планы ударов по объектам на территории Ирака, Ирана и других подобных стран.

Эта политика, которую администрация Клинтона (Clinton) унаследовала от президентства г-на Буша-старшего (George Bush Sr.), является успешной: Саддам Хуссейн (Saddam Hussein), применявший химическое оружие против собственного народа в 1980-х годах, не осмелился применить его против американских войск или союзников Америки во время или после окончания войны в Персидском заливе. Вы не узнаете этого из недавних панических заголовков и чрезмерно жаркой риторики, однако в этом отношении доклад администрации Буша-младшего просто подтверждает разумную стратегию.

Другие аспекты стратегического доклада, однако, ставят вопросы, которые заслуживают изучения конгрессом США. Когда этот доклад был закончен в январе, американская администрация протрубила собственную сенсацию: сокращение в предстоящие 10 лет находящихся в боевом составе стратегических ядерных сил (СЯС) США ядерных боеприпасов с нынешнего суммарного уровня 6000 единиц до уровня 1700-2200 единиц. Опять-таки, в этом было меньше нового, чем, возможно, казалось; администрация Клинтона пришла к аналогичной цифре, когда формулировала свое предложение о сокращении ядерного оружия.

Но, в то время как предыдущая администрация заявляла, что предложенный ею состав СЯС США предназначается для предотвращения возможной российской угрозы, администрация Буша-младшего настаивает, что в ее расчетах Россия не учитывается. К цифре 2000 ядерных боеприпасов, как утверждают военные стратеги президента Буша-младшего, они пришли, когда оценивали лишь силы, необходимые для устрашения государств-изгоев и для разубеждения Китая в том, что путем наращивания собственных ядерных возможностей он сможет достичь паритета с Соединенными Штатами.

Хотя эти попытки пойти в стратегическом мышлении дальше "холодной войны" заслуживают восхищения, выводы, как нам представляется, не соответствуют этой новой теории: представляется, что 2000 ядерных боезарядов в боевом составе СЯС США - цифра куда большая, чем необходимо для устрашения Ирака или для противодействия угрозе со стороны Китая, тогда как сам факт, что эта цифра коррелируется с той, которая ранее казалась необходимой для парирования угрозы со стороны России, выглядит как странное совпадение. Если бы устрашение России в действительности не требовалось, тогда, по всей вероятности, можно было бы вывести из состава боеготовых сил большее количество ядерных боеприпасов.

Фактически в своем плане г-н Буш-младший призывает сохранить некие гарантии на тот случай, если в Москве к власти придет враждебное Соединенным Штатам правительство. Но, поскольку, как утверждается, 2000 ядерных боеприпасов не могут служить такой гарантией, администрация доказывает, что должна сохранить боеголовки, которые будут сниматься с ракет в ходе запланированных сокращений, тем самым оставляя открытой возможность сравнительно быстрого наращивания состава боеготовых сил до уровня 4600 боеприпасов.

Как и некоторые из американских критиков, Россия громко протестует против этого плана. Сотрудники американской администрации отвечают, что прежние соглашения о сокращении вооружений не предусматривали утилизации боеголовок, и что любое соглашение, в котором предусматривается обязательное их уничтожение, будет выгодно России, которая, в отличие от Соединенных Штатов, сохраняет способность массового производства новых боеголовок.

Следует оказать на американскую администрацию давление в пользу взвешенного анализа этих аргументов в сравнении с выгодами, которые несет гарантированное уничтожение тысяч российских ядерных боеприпасов - и с риском оставить эти боеприпасы в наличии, когда вполне обоснованно высказываются опасения в отношении возможности чрезвычайных происшествий или кражи этих боеприпасов.

Официальные лица администрации США заявляют, что их новая стратегия в конечном итоге позволит снизить зависимость Соединенных Штатов от ядерного оружия, потому что будут созданы "новые возможности" противодействия ОМП, например, высокотехнологичные системы обычного оружия и противоракетная оборона. Это многообещающий сценарий, но его подрывает другая давняя идея: разработка новых типов ядерного оружия, включая боеприпасы малой мощности, которые могут быть использованы против малоразмерных целей или высокозащищенных бункеров глубокого залегания. План администрации в ближайшие 3 года сконструировать такие системы вызывает тревогу, а появление подобного оружия в американском арсенале может опасно снизить порог ядерного нападения, в то же время приглашая к новой гонке вооружений нынешние ядерные страны и те страны, которые стремятся к обладанию ядерным оружием.

Администрация Буша-младшего права в том, что стала уделять больше внимания стратегическому планированию и проблеме устрашения государств-изгоев; однако создание новых типов ядерного оружия для парирования этой угрозы не представляется ни необходимым, ни благоразумным.