Организация Североатлантического договора (НАТО) была создана, по словам ее первого генерального секретаря Лорда Исмея (Ismay), "для того, чтобы в ней были американцы, отсутствовали русские и чтобы она сдерживала немцев". Вполне очевидно, что альянс выполнил эти задачи очень хорошо, принимая во внимание, что Западная Европа до настоящего времени свободна и процветает, в то время как Советский Союз прекратил свое существование. Более того, Германия в настоящее время является мирным, демократическим государством, чья армия в рамках договора, позволившего его воссоединение в 1990 году, сокращена до количества менее чем 400 тысяч человек.
Однако наступило ли время принять Россию в НАТО? Сторонники этой идеи утверждают, что больше не существует вероятности того, что Россия может вторгнуться в Западную или хотя бы в Центральную Европу. Российские вооруженные силы с трудом находят средства для защиты своей собственной уменьшившейся территории. Более того, Россия желает стать частью европейского сообщества.
С этой целью за последние месяцы русские превзошли самих себя в демонстрации своей готовности установить взаимоотношения сотрудничества с Западом. Они согласились с предложением президента Буша (Bush) о значительном сокращении стратегических ядерных арсеналов. Они даже приглушили свою критику решения г-на Буша о выходе Соединенных Штатов из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Этот Договор 1972 года запрещает разработку, испытания и размещение национальных систем противоракетной обороны, которую хочет развернуть президент Буш.
Россия также присоединилась к ведущейся Соединенными Штатами войне с терроризмом. Она поделилась разведывательными данными с западными спецслужбами, открыла свои воздушные коридоры для "поставок гуманитарной помощи" в Афганистан и, что более важно, сохранила поставки своей нефти на Запад по приемлемой цене.
Не менее важно и то, что русские приглушили свою критику неотвратимого решения НАТО о приеме в альянс восточноевропейских государств. Новыми членами могут стать Литва, Латвия и Эстония, государства, которые входили когда-то в состав Советского Союза и которые имеют общие границы с Россией.
Россия, несомненно, тоже хотела бы стать членом НАТО. Президент России Владимир Путин сказал недавно: "У Запада больше нет причин не вести переговоры" о членстве России в НАТО.
Членство России в НАТО могло бы укрепить связи России с европейским сообществом, позволило бы России еще больше сократить свои раздутые вооруженные силы, и открыло бы Россию для западных рынков.
Осознавая растущую важность помощи России, НАТО начала осуществлять шаги, которые помогут России вступить в альянс. 7 декабря представители стран - членов НАТО встречались с министром иностранных дел Иваном Ивановым (так в тексте, речь идет, несомненно, об Игоре Иванове - прим. пер.) и заключили соглашение, которое усилит роль России в принятии решений в рамках Постоянного объединенного совета Россия-НАТО. Данный Совет был учрежден Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического Договора 1997 года. Этим соглашением России было предоставлено право голоса, однако она по прежнему не играла роли при принятии решений.
Повод для вероятного членства России в альянсе достаточно веский. Вполне очевидно, что даже в рамках обновленного Постоянного объединенного совета круг вопросов, которые обе стороны смогут обсуждать и по которым они смогут принимать решения, будет ограничен. Тем самым будут продолжать поддерживаться странные взаимоотношения между Россией и НАТО, а также будет продолжать существовать разделение Европы времен "холодной войны".
Также важно то, что многие, если не большинство, европейцев полагают, что вступление России в НАТО завершит процесс создания структуры европейских государств, которая в конечном итоге принесет континенту постоянный мир.
С другой стороны, неопределенность с принятием России в альянс не только будет большой прорехой в этой мозаике, но также может возродить традиционную российскую ксенофобию (ненависть к иностранцам и всему иностранному - прим. пер.) и агрессивность.
В конце концов, перспектива вступления России в НАТО может предотвратить сопротивление России расширению Организации на восток. Русские вряд ли будут критиковать процесс, в котором они будут приглашены принять участие.
Очевидно, переговорное урегулирование трагического чеченского конфликта, в том числе и предоставление Чечне автономии, сопровождаемое выводом российских войск из республики, в значительной мере будет способствовать ослаблению противодействия принятию России в альянс.
В то же самое время НАТО должна дать понять России, что продолжение развития демократии в стране - в том числе и сохранение свободных средств массовой информации, которые подвергаются давлению со стороны правительства Путина - является необходимым условием вступления России в альянс.
В 1991 году, после окончания "холодной войны", тогдашний президент России Борис Ельцин попросил НАТО принять его страну в качестве полноправного члена альянса. НАТО с пренебрежением отказала в этой просьбе, заявив, что Россия не готова к вступлению в Организацию. Последствиями, по крайней мере, частичными, этого отказа были застопоривание развития российской демократии, безудержная коррупция, и чуть ли не крах экономики, которые сопровождались напряженными отношениями России и НАТО из-за событий в Боснии и Косово.
Сейчас, в свете трагедии 11 сентября, у Запада есть второй шанс навсегда закончить "холодную войну", покончить с разделением Европы, и сделать Россию полноценным партнером НАТО в борьбе с терроризмом и в деятельности по предотвращению распространения оружия массового поражения. НАТО, и в особенности Соединенные Штаты, которые возглавляют альянс, не должны отказываться от возможности, предоставленной им событиями 11 сентября.
Организация Североатлантического договора должна дать понять России, что ее продолжающееся сотрудничество с альянсом, так же как и постоянный прогресс в развитии демократии и соблюдении прав человека, особенно в Чечне, приведут Россию к вероятному вступлению в альянс, что скорее всего случится к концу этого десятилетия.