Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Владимир, помоги!

Путин пообещал Германии вернуть трофеи, взятые во время войны

Владимир, помоги! picture
Владимир, помоги! picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В российских архивах и музеях находятся ещё миллионы произведений искусства, которые после войны были вывезены советскими войсками. Ниже приводятся ценнейшие немецкие собрания, которые утрачены.

Некоторые события дают основания для надежды. Ситуация, казалось, усложнилась, когда в 1999 году российский парламент принял закон, который объявлял трофейные произведения искусства собственностью государства. Но теперь в движение пришел переговорный процесс. Ясным сигналом является принятое вчера верхней палатой российского парламента решение утвердить закон Думы от прошлой недели о возвращении средневековых витражей церкви святой Марии во Франкфурте-на-Одере. Теперь необходимо получить благословение Путина. Для этого нет никаких преград. Закон о трофейных произведениях искусства, не признаваемый Германией, не отменяет решения. Но он подтверждает, что законодательство оставляет открытым поле для маневра. Это касается возврата произведений искусства, находившихся как в собственности преследовавшихся представителей нацистского режима, так и во владении церкви.

Отправка витражей из Санкт-Петербурга планируется уже на июнь. Об этом вчера заявил в рамках государственного визита Владимира Путина по случаю германо-российской встречи в верхах министр культуры Михаил Швыдкой.

На территории бывшего Советского Союза и спустя почти 60 лет после окончания второй мировой войны находится бесчисленное количество произведений искусства, книг и архивов. Их точное количество невозможно назвать. Официально Федеративная Республика Германия требует возврата 300 000, как принято говорить, перемещенных в связи с войной произведений искусства и миллиона книг. Эксперты же предполагают, что на складах и в хранилищах таких трофеев находится во много раз больше. Добрый миллион единиц, по их оценкам, находится в российских хранилищах музеев и в частных коллекциях, кроме того, они говорят о пяти миллионах книг и рукописей, а также архивах, которые если сложить, то их длина составит три километра.

Приветы из Москвы вселили теперь немецкой стороне надежду. А заявление Швыдкого, "что все, что возможно вернуть на основании закона, должно быть возвращено", является подтверждением курса на мягкое сближение. Федеративная Республика Германия дает к этому еще одно основание для добрых намерений. Оно пообещало оказать помощь в восстановлении органа фирмы Валькера в Санкт-Петербурге.

В ходе бесед со своим российским коллегой министр культуры Юлиан Нида-Рюмелин (Julian Nida-Ruemelin) потребовала теперь возвращения наряду с архивами Ратенау (Rathenau) и наследия Фердинанда Лассаля (Ferdinand Lassale) также библиотеки Готы. В самом начале перечня пожеланий значатся произведения Бременского художественного союза, а также Виктора фон Клемперера (Victor von Klemperer). Но и Россия пока ожидает возврата произведений искусства, которые находятся в Германии со времен войны. При этом речь идет, прежде всего, о рукописях и архивах. Путин полностью связывает дальнейшие шаги российской стороны с возвратом бывшей советской собственности, находящейся в немецких собраниях.

Нида-Рюмелин, которая хочет перевести перегруженную эмоциями дискуссию о проблеме трофейных произведений искусства в плоскость экономических отношений, заверила, что даст ход возврату, когда речь идет о вещах, перемещение которых "из Германии в Россию обусловлено войной". Однако, как сказала министр культуры, количество трофейных произведений искусства, которое находится в Германии и России, несопоставимо.

Сокровища Шлимана (Schliemann). 31 мая 1873 года Генрих Шлиман (Heinrich Schliemann), открывший Трою, писал: "Находка┘ контейнер┘ наполненный большими серебряными вазами с серебряными и золотыми чашами, которые я вынужден спрятать и отослать, чтобы уберечь от алчности рабочих". Началась одиссея сокровищ, которые Шлиман ошибочно приписывал царю Приаму, спрятанных в силу чрезвычайных обстоятельств 3 500 лет назад. До того, как они были захвачены османами, их отправляли в Афины, предлагали Лувру, после этого, выкупив свои находки (8 830 единиц) за 50 000 франков, Шлиман завещал их городу Берлину. В качестве важнейшего фонда Музея древней истории и истории раннего периода они попали в 1945 году в зоопарк, где их конфисковала советская экспертная комиссия. Сокровища исчезли в хранилищах московского Музея имени Пушкина. Свет они увидели только после 1990 года, чтобы снова стать объектом спора между народами.

Золотое сокровище Эберсвальда, история которого начинается в 9-м столетии до рождества Христова, считается одной из важнейших находок золотых изделий периода истории первобытного общества на территории Германии. В 1913 году 81 одна деталь из этих сокровищ была спрятана в глиняной кружке под Эберсвальде. Его владелец Арон Хирш (Aron Hirsch) передал сокровище Музею древней истории и истории раннего периода. Во время воздушных налетов сокровища были размещены в башне в зоопарке еще в 1941 году. В 1945 году они были погружены в грузовики, следовавшие в направлении Советского Союза. Клаус Гольдман (Klaus Goldmann) - тогдашний директор музея - разыскивал сокровища в течение 20 лет. То, что оно находится в московском Музее имени Пушкина, стало известно только в 1997 году. У берлинского Музея древней истории и истории раннего периода, который требует возврата, есть только один оригинальный сосуд и 80 копий. Начиная с 1997 года, в городском музее Эберсвальде можно видеть полную копию сокровищ, выполненных из позолоченной меди.

Оружейная палата Вартбурга. В этой оружейной палате находилось военное снаряжение, начиная от великолепных рыцарских доспехов короля Генриха II (Heinrich II) и кончая доспехами Бернхарда фон Веймара (Bernhard von Weimar). Они исчезли в 1946 году. В одном из танцевальных залов Айзенаха удалось спасти два шлема, два меча, рыцарские доспехи принца и латы мальчика. В начале 60-х годов Москва передала часть сокровищ ГДР, в том числе стремя. Теперь нет никаких сомнений, что Оружейная палата Вартбурга находится в бывшем Советском Союзе.

"Берлинка" в библиотеке Ягелонов (Jagiellonen). Когда польский премьер-министр Ержи Бузек (Jerzy Buzek) передавал 6 декабря 2000 года Герхарду Шредеру (Gerhard Schroder) в польском парламенте библию Лютера (Luther) из библиотеки Ягелонов в Кракове, это должно было стать только началом. До той поры книга, датированная 1522-1523 годами, находилась в фондах "Берлинки" в краковской библиотеке Ягелонов. Туда попали 300 000 памятников письменности после того, как во время второй мировой войны они были вывезены из Силезии. Среди них - книга школы художников Миндена 11 столетия. Она содержит зарисовки Ноткера Бальбулуса (Notker Balbulus). Посвященный ему том единственный из десяти, что находятся сегодня в Кракове. Германия уже давно требует возврата фондов государственной библиотеки. Однако у польской стороны много отговорок: во время второй мировой войны только в Варшаве были уничтожены три библиотеки. И Польша рассматривает краковский фонд Берлинской государственной библиотеки в качестве компенсации.

Лейпцигская библия Гутенберга (Gutenberg). К числу трофейных произведений искусства, о которых точно известно, что они со времени войны находятся в России, относится библия Гутенберга из Музея книги и письменности в Лейпциге. Она была отправлена вместе с другими экспонатами, датированными до 1500 года, в количестве 300 единиц в Советский Союз. Сегодня они находятся в фондах Российской государственной библиотеки в Москве. Министр культуры Нида-Рюмелин считает их частью немецкого культурного наследия, от которых Федеративная Республика не может отказаться из научных соображений. Переговоры о их возврате с Борисом Ельциным вел еще канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) - напрасно.

Собрание Кребса (Krebs) еще в 30-е годы считалось, возможно, самым крупным частным собранием творчества импрессионистов в Германии и одновременно - в принципе мало известным. Дело в том, что Отто Кребсу (Otto Krebs) - основателю заводов в Мангейме и прекрасному знатоку искусства - показалось благоразумным спрятать свои картины в своем имении под Веймаром из опасений, что они как "выродившееся искусство" могут быть конфискованы нацистами. Неизвестное собрание картин Отто Кребса таковым и осталось. Похищенные Советской Армией из несгораемого сейфа они долгое время считались утраченными. Только в 1995 году они вновь всплыли в хранилищах Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Из 98 картин и 18 скульптур отсутствуют 20. Стоимость собрания оценивается в полмиллиарда евро.

Библиотека Готы. Почти 400 000 томов были перевезены после войны в Москву и Ленинград. Там ящики разместили так, что о некоторых тайниках просто забыли. В 1974 году среди трех миллионов других книг в московских подвалах было обнаружено еще 1 387 томов и фондов библиотеки Готы. В 1991 году в церкви в поселке Узком, что под Москвой, были найдены и другие книги из этого собрания. Теперь они дожидаются, упакованные в мешки, своего возвращения. Многие из них (330 000) были с большой помпой возвращены ГДР. Не хватает более 5 000 инкунабул 15-го столетия, которые представляют большую ценность, поскольку являются первыми книгами, напечатанными с помощью разборных литер.

Сокровище Меровингов. Культурный обмен - так называется проект, который должен позволить снова увидеть впервые, спустя 60 лет, сокровище Меровингов в комплекте. Россия и Германия планируют организовать совместную выставку, на которой должны экспонироваться сокровища Меровингов из берлинского Музея древней истории и истории раннего периода. Большая часть произведений, датированных 5-8 веками, была после войны, как и тысячи других вещей, отправлена в Советский Союз, где сначала она нашла место в Эрмитаже, а позднее передана в московский Музей имени Пушкина. Если выставка, как запланировано, действительно состоится в конце 2003 - начале 2004 года, то это станет первым случаем, когда экспонаты из немецких музейных фондов будут экспонироваться вместе с трофейными произведениями искусства из Германии.

Бременская галерея. Это было логичное, но роковое решение: в 1943 году Бременская галерея со всеми своими сокровищами (1 520 единиц хранения) была перевезена в замок Карнцов в Бранденбурге. Бомбы их там не достали, но они, несмотря на это, исчезли. Русские солдаты разграбили хранилище. Дюрер (Duerer) и Рембрандт (Rembrandt), Типоло (Tiepolo) и Либерман (Liebermann), ван Дейк (Van Dyck), Корреджо (Correggio), другие рисунки, графика, гравюры и картины были для Бремена надолго утрачены. Раз за разом некоторые из них всплывали на свет. 101 рисунок удалось получить в обмен на две детали Янтарной комнаты. После этого в Баку нашлись некоторые значимые произведения Дюрера и Рембрандта. После длительных переговоров их удалось возвратить. Однако большинство произведений в Бремен до сих пор так и не вернулось. Руководитель Бременской галереи Вульф Герцогенрат (Wulf Herzogenrath) все же справедливо предполагает, что некоторые произведения старых мастеров прихватили с собой как картинки с изображением хорошеньких женщин солдаты.