Некоторые события дают основания для надежды. Ситуация, казалось, усложнилась, когда в 1999 году российский парламент принял закон, который объявлял трофейные произведения искусства собственностью государства. Но теперь в движение пришел переговорный процесс. Ясным сигналом является принятое вчера верхней палатой российского парламента решение утвердить закон Думы от прошлой недели о возвращении средневековых витражей церкви святой Марии во Франкфурте-на-Одере. Теперь необходимо получить благословение Путина. Для этого нет никаких преград. Закон о трофейных произведениях искусства, не признаваемый Германией, не отменяет решения. Но он подтверждает, что законодательство оставляет открытым поле для маневра. Это касается возврата произведений искусства, находившихся как в собственности преследовавшихся представителей нацистского режима, так и во владении церкви.
Отправка витражей из Санкт-Петербурга планируется уже на июнь. Об этом вчера заявил в рамках государственного визита Владимира Путина по случаю германо-российской встречи в верхах министр культуры Михаил Швыдкой.
На территории бывшего Советского Союза и спустя почти 60 лет после окончания второй мировой войны находится бесчисленное количество произведений искусства, книг и архивов. Их точное количество невозможно назвать. Официально Федеративная Республика Германия требует возврата 300 000, как принято говорить, перемещенных в связи с войной произведений искусства и миллиона книг. Эксперты же предполагают, что на складах и в хранилищах таких трофеев находится во много раз больше. Добрый миллион единиц, по их оценкам, находится в российских хранилищах музеев и в частных коллекциях, кроме того, они говорят о пяти миллионах книг и рукописей, а также архивах, которые если сложить, то их длина составит три километра.
Приветы из Москвы вселили теперь немецкой стороне надежду. А заявление Швыдкого, "что все, что возможно вернуть на основании закона, должно быть возвращено", является подтверждением курса на мягкое сближение. Федеративная Республика Германия дает к этому еще одно основание для добрых намерений. Оно пообещало оказать помощь в восстановлении органа фирмы Валькера в Санкт-Петербурге.
В ходе бесед со своим российским коллегой министр культуры Юлиан Нида-Рюмелин (Julian Nida-Ruemelin) потребовала теперь возвращения наряду с архивами Ратенау (Rathenau) и наследия Фердинанда Лассаля (Ferdinand Lassale) также библиотеки Готы. В самом начале перечня пожеланий значатся произведения Бременского художественного союза, а также Виктора фон Клемперера (Victor von Klemperer). Но и Россия пока ожидает возврата произведений искусства, которые находятся в Германии со времен войны. При этом речь идет, прежде всего, о рукописях и архивах. Путин полностью связывает дальнейшие шаги российской стороны с возвратом бывшей советской собственности, находящейся в немецких собраниях.
Нида-Рюмелин, которая хочет перевести перегруженную эмоциями дискуссию о проблеме трофейных произведений искусства в плоскость экономических отношений, заверила, что даст ход возврату, когда речь идет о вещах, перемещение которых "из Германии в Россию обусловлено войной". Однако, как сказала министр культуры, количество трофейных произведений искусства, которое находится в Германии и России, несопоставимо.
Сокровища Шлимана (Schliemann). 31 мая 1873 года Генрих Шлиман (Heinrich Schliemann), открывший Трою, писал: "Находка┘ контейнер┘ наполненный большими серебряными вазами с серебряными и золотыми чашами, которые я вынужден спрятать и отослать, чтобы уберечь от алчности рабочих". Началась одиссея сокровищ, которые Шлиман ошибочно приписывал царю Приаму, спрятанных в силу чрезвычайных обстоятельств 3 500 лет назад. До того, как они были захвачены османами, их отправляли в Афины, предлагали Лувру, после этого, выкупив свои находки (8 830 единиц) за 50 000 франков, Шлиман завещал их городу Берлину. В качестве важнейшего фонда Музея древней истории и истории раннего периода они попали в 1945 году в зоопарк, где их конфисковала советская экспертная комиссия. Сокровища исчезли в хранилищах московского Музея имени Пушкина. Свет они увидели только после 1990 года, чтобы снова стать объектом спора между народами.
Золотое сокровище Эберсвальда, история которого начинается в 9-м столетии до рождества Христова, считается одной из важнейших находок золотых изделий периода истории первобытного общества на территории Германии. В 1913 году 81 одна деталь из этих сокровищ была спрятана в глиняной кружке под Эберсвальде. Его владелец Арон Хирш (Aron Hirsch) передал сокровище Музею древней истории и истории раннего периода. Во время воздушных налетов сокровища были размещены в башне в зоопарке еще в 1941 году. В 1945 году они были погружены в грузовики, следовавшие в направлении Советского Союза. Клаус Гольдман (Klaus Goldmann) - тогдашний директор музея - разыскивал сокровища в течение 20 лет. То, что оно находится в московском Музее имени Пушкина, стало известно только в 1997 году. У берлинского Музея древней истории и истории раннего периода, который требует возврата, есть только один оригинальный сосуд и 80 копий. Начиная с 1997 года, в городском музее Эберсвальде можно видеть полную копию сокровищ, выполненных из позолоченной меди.
Оружейная палата Вартбурга. В этой оружейной палате находилось военное снаряжение, начиная от великолепных рыцарских доспехов короля Генриха II (Heinrich II) и кончая доспехами Бернхарда фон Веймара (Bernhard von Weimar). Они исчезли в 1946 году. В одном из танцевальных залов Айзенаха удалось спасти два шлема, два меча, рыцарские доспехи принца и латы мальчика. В начале 60-х годов Москва передала часть сокровищ ГДР, в том числе стремя. Теперь нет никаких сомнений, что Оружейная палата Вартбурга находится в бывшем Советском Союзе.
"Берлинка" в библиотеке Ягелонов (Jagiellonen). Когда польский премьер-министр Ержи Бузек (Jerzy Buzek) передавал 6 декабря 2000 года Герхарду Шредеру (Gerhard Schroder) в польском парламенте библию Лютера (Luther) из библиотеки Ягелонов в Кракове, это должно было стать только началом. До той поры книга, датированная 1522-1523 годами, находилась в фондах "Берлинки" в краковской библиотеке Ягелонов. Туда попали 300 000 памятников письменности после того, как во время второй мировой войны они были вывезены из Силезии. Среди них - книга школы художников Миндена 11 столетия. Она содержит зарисовки Ноткера Бальбулуса (Notker Balbulus). Посвященный ему том единственный из десяти, что находятся сегодня в Кракове. Германия уже давно требует возврата фондов государственной библиотеки. Однако у польской стороны много отговорок: во время второй мировой войны только в Варшаве были уничтожены три библиотеки. И Польша рассматривает краковский фонд Берлинской государственной библиотеки в качестве компенсации.
Лейпцигская библия Гутенберга (Gutenberg). К числу трофейных произведений искусства, о которых точно известно, что они со времени войны находятся в России, относится библия Гутенберга из Музея книги и письменности в Лейпциге. Она была отправлена вместе с другими экспонатами, датированными до 1500 года, в количестве 300 единиц в Советский Союз. Сегодня они находятся в фондах Российской государственной библиотеки в Москве. Министр культуры Нида-Рюмелин считает их частью немецкого культурного наследия, от которых Федеративная Республика не может отказаться из научных соображений. Переговоры о их возврате с Борисом Ельциным вел еще канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) - напрасно.
Собрание Кребса (Krebs) еще в 30-е годы считалось, возможно, самым крупным частным собранием творчества импрессионистов в Германии и одновременно - в принципе мало известным. Дело в том, что Отто Кребсу (Otto Krebs) - основателю заводов в Мангейме и прекрасному знатоку искусства - показалось благоразумным спрятать свои картины в своем имении под Веймаром из опасений, что они как "выродившееся искусство" могут быть конфискованы нацистами. Неизвестное собрание картин Отто Кребса таковым и осталось. Похищенные Советской Армией из несгораемого сейфа они долгое время считались утраченными. Только в 1995 году они вновь всплыли в хранилищах Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Из 98 картин и 18 скульптур отсутствуют 20. Стоимость собрания оценивается в полмиллиарда евро.
Библиотека Готы. Почти 400 000 томов были перевезены после войны в Москву и Ленинград. Там ящики разместили так, что о некоторых тайниках просто забыли. В 1974 году среди трех миллионов других книг в московских подвалах было обнаружено еще 1 387 томов и фондов библиотеки Готы. В 1991 году в церкви в поселке Узком, что под Москвой, были найдены и другие книги из этого собрания. Теперь они дожидаются, упакованные в мешки, своего возвращения. Многие из них (330 000) были с большой помпой возвращены ГДР. Не хватает более 5 000 инкунабул 15-го столетия, которые представляют большую ценность, поскольку являются первыми книгами, напечатанными с помощью разборных литер.
Сокровище Меровингов. Культурный обмен - так называется проект, который должен позволить снова увидеть впервые, спустя 60 лет, сокровище Меровингов в комплекте. Россия и Германия планируют организовать совместную выставку, на которой должны экспонироваться сокровища Меровингов из берлинского Музея древней истории и истории раннего периода. Большая часть произведений, датированных 5-8 веками, была после войны, как и тысячи других вещей, отправлена в Советский Союз, где сначала она нашла место в Эрмитаже, а позднее передана в московский Музей имени Пушкина. Если выставка, как запланировано, действительно состоится в конце 2003 - начале 2004 года, то это станет первым случаем, когда экспонаты из немецких музейных фондов будут экспонироваться вместе с трофейными произведениями искусства из Германии.
Бременская галерея. Это было логичное, но роковое решение: в 1943 году Бременская галерея со всеми своими сокровищами (1 520 единиц хранения) была перевезена в замок Карнцов в Бранденбурге. Бомбы их там не достали, но они, несмотря на это, исчезли. Русские солдаты разграбили хранилище. Дюрер (Duerer) и Рембрандт (Rembrandt), Типоло (Tiepolo) и Либерман (Liebermann), ван Дейк (Van Dyck), Корреджо (Correggio), другие рисунки, графика, гравюры и картины были для Бремена надолго утрачены. Раз за разом некоторые из них всплывали на свет. 101 рисунок удалось получить в обмен на две детали Янтарной комнаты. После этого в Баку нашлись некоторые значимые произведения Дюрера и Рембрандта. После длительных переговоров их удалось возвратить. Однако большинство произведений в Бремен до сих пор так и не вернулось. Руководитель Бременской галереи Вульф Герцогенрат (Wulf Herzogenrath) все же справедливо предполагает, что некоторые произведения старых мастеров прихватили с собой как картинки с изображением хорошеньких женщин солдаты.