ЕС собирается дать согласие на членство России во Всемирной торговой организации только при условии, что будет резко повышена цена на газ внутри страны. Россия, однако, опасается роста инфляции.
Самый крупный в мире газодобывающий концерн «Газпром» мог бы выгадать от вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), к чему она стремится. Дело в том, что Европейский союз (ЕС) собирается давать согласие на членство России только в случае, если громадная страна повысит свою цену на газ, по меньшей мере, в два раза. Это принесло бы «Газпрому» 7 млрд. долларов США дополнительного дохода.
Российское правительство отказывается от резкого увеличения, так как опасается, что столь же резко повысится уровень инфляции, а потребители взбунтуются. ЕС в очередной раз требует, чтобы Россия повысила свои тарифы на газ внутри страны, чтобы они хотя бы окупали расходы, и гарантировала доступ к находящейся в собственности «Газпрома» газопроводной сети конкурирующим газодобывающим компаниям. Об этом заявил в Москве посол ЕС в Москве Ричард Райт (Richard Wright) на конференции Российского союза предпринимателей и промышленников (РСПП) и Европейского бизнес-клуба (EBC).
По расчетам Всемирного банка, «Газпром», чтобы работать, окупая затраты, должен получать за 1 000 кубических метров природного газа, примерно, от 35 до 40 долларов США. Но в действительности государственный регулирующий орган разрешает иметь тариф в размере 21 доллара США для граждан и 25 долларов США для промышленных потребителей.
Представитель России на переговорах с ВТО Максим Медведков отклоняет требование ЕС, ссылаясь на то, что такой вопрос не являлся предметом обсуждения ни на одних из переговоров о вступлении в ВТО с другими странами. РСПП против вступления в ВТО на нынешних условиях, заявил глава металлургического концерна «Северсталь», отвечающий в Союзе промышленников за вопросы, связанные с ВТО, Алексей Мордашов. Российская экономика опасается, что она оказалась бы лишена значительного преимущества в конкуренции.
К другому выводу приходят авторы исследования компании "Boston Consulting Group" (BCG), текст которого имеется в редакции "Handelsblatt". Оно было представлено министром энергетики Игорем Юсуфовым. «Повышение цены до 50 долларов США не вызовет сколь либо значимого повышения уровня инфляции и будет иметь позитивные последствия для российской экономики», - подводит итог Уильям Браудер (William Browder) из Фонда "Hermitage Capital Management". Фонд является акционером «Газпрома» и подготовил исследование по заказу.
С установкой аппаратуры по регулированию тепла и газовых счетчиков потребление газа населением могло бы сократиться на 30 процентов, подсчитала компания "BCG", воспользовавшись опытом Польши и Восточной Германии. К тому же электроэнергетика России сэкономила бы 15 млрд. кубометров природного газа и с учетом ценового давления могла бы заменять газ на уголь. В общей сложности «Газпром» мог бы экспортировать, таким образом, на 31 млрд. кубических метров газа больше. Это принесло бы концерну дополнительный доход в размере 9,3 млрд. долларов США (который, таким образом, увеличился бы до 30,7 млрд. долларов США), на 7,1 млрд. долларов США больше прибыли, а государству - 2,2 млрд. долларов США дополнительных налоговых поступлений.
Без применения регуляторов в отопительных системах и счетчиков уровень инфляции в связи с более высокой ценой на газ увеличивался бы ежегодно на 2,35%. И, наоборот, с их применением, цены выросли бы только на 1,75%. В этом году правительство прогнозирует инфляцию на уровне 12%.
В промышленности, исключая производство удобрений, электроэнергии и строительных материалов, повышение цены на газ привело бы, как подсчитал заместитель компании "BCG" Штефан Дертниг (Stephan Dertnig), к увеличению затрат на 6%. Это обстоятельство вынудило бы предприятия принять меры по энергосбережению. «До сих пор для производства тонны стали тратится на 50% больше энергии, чем в других странах», - говорит Дертниг. «В целом от заметного, поэтапного повышения тарифов на газ выгадают вся российская промышленность, потребители и государство», - подводит итог Дертниг. И больше всех - «Газпром». С одной стороны, - за счет увеличения доходов, но также и за счет того, что концерн будет больше экспортировать газа и сможет выполнять свои возрастающие обязательства по поставкам. В ином случае, существует угроза невыполнения экспортных соглашений, опасаются эксперты газовой отрасли. Поскольку добыча газа будет отставать от спроса на него.