Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выживет ли демократия в Ираке?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрация Буша строит романтические планы насчет демократии в пост-Саддамовском Ираке. Она считает, что как диаспора, так и местные иракцы будут готовы войти в правительство сразу после поражения Саддама. Она рассчитывает, что эти неизбранные чиновники мгновенно воспримут атрибуты демократии и демократической культуры - и это на земле, на которой ни того, ни другого не было более 4000 лет

Администрация Буша строит романтические планы насчет демократии в пост-Саддамовском Ираке. Она считает, что как диаспора, так и местные иракцы будут готовы войти в правительство сразу после поражения Саддама. Она рассчитывает, что эти неизбранные чиновники мгновенно воспримут атрибуты демократии и демократической культуры - и это на земле, где ни того, ни другого не было более 4000 лет.

План Буша - полнейшая глупость. Он превратит нашу блистательную военную победу в пепел мирного времени. Иракцы сейчас не готовы править в свой стране.

Современные американцы воспринимают демократию как нечто само собой разумеющееся, потому что она существует в стране более 200 лет. Мы ошибочно полагаем, что с прогрессивной Конституцией и добрыми намерениями демократия спонтанно расцветет в любом уголке земли как цветок, что распускается по весне. Это предположение, однако, выдает поверхностное понимание основ демократии.

Американская революция 1776 года не стала резким скачком в нашем колониальном прошлом. Демократическая культура укоренилась у нас еще раньше - через выборные местные ассамблеи, британское право и общее образование. Общественное неприятие колониального гнета было долгим и постоянным. «Бостонское чаепитие» было протестом против налогов. Его лидеры были весьма образованными людьми, они были знакомы с политической философией, которая ратовала за представительное правительство, принцип разделения властей и религиозные свободы.

Американское колониальное общество имело скорее горизонтальную или однородную структуру, чем вертикальную или классовую. Ни один класс не пользовался специальными правовыми привилегиями, а Конституция отменила аристократические титулы.

Кроме того, Америка была благословлена наличием пантеона бескорыстных политиков и государственных мужей, которые очень хотели, чтобы демократия стала достоянием не только их поколения, но и еще нерожденных потомков. Это, к примеру, Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон и многие, многие другие.

И несмотря на такие благоприятные обстоятельства, создание нашей Конституции в 1787 году было названо Филадельфийским чудом, а текст ее омрачен такими тяжкими ошибками, как узаконенное рабство и лишение женщин политических прав, для исправления которых потребовалась Гражданская война и более века протестов.

Теперь сравните современный Ирак с Америкой 1776 года. Демократия не получила здесь даже эпизодической роли. Монархи и военные диктаторы угнетали иракский народ с самого начала становления нации, искусственно созданной на руинах Оттоманской империи примерно за 80 лет до рассматриваемых событий. У раздробленной иракской оппозиции нет ни одного лидера, который пользовался бы широким признанием и политической поддержкой.

Арабская культура не приветствует равенства, свободы слова и инакомыслия. Не уважает религиозной свободы. Не признает права женщины распоряжаться своей судьбой и иметь собственное достоинство. Не почитает власть закона и судопроизводство.

Весь арабский мир - тому пример. Ливан - конфессионально раздробленное государство, предоставляющее убежище боевикам из Хезболлах и находящееся под сирийским влиянием. Сирия, спонсирующая терроризм, не выносит атрибутов демократии. Иорданское королевство периодически заигрывает с выборами и свободой слова, но только до тех пор, пока Хашемитской династии ничто не угрожает. В Египте политических свобод едва ли больше, чем при фараонах. В Саудовской Аравии крох демократии и религиозной свободы не больше, чем в айсберге. Беспрестанные обещания палестинских властей провести демократические реформы даже не начали выполняться.

Все это не означает, что арабские страны, включая Ирак, неспособны к демократии. Кувейт, Бахрейн и Катар, например, демонстрируют возможность «полународных» правительств. Но переход от диктатуры к демократии будет долгим и трудным. Более того, в Ираке демократия останется химерой, если американцы в течение нескольких лет после падения режима Саддама не воспитают и не обучат его жителей искусству демократии.

Как заметил Бенджамин Франклин в нашей Конституционной конвенции, люди свернут горы, чтобы получить богатство и власть. Богатейшая нефтяная промышленность Ирака и полный вакуум власти после свержения Саддама наверняка станут причиной жестокой и неприглядной борьбы внутри иракской оппозиции. Разногласия обострят острые противоречия между иракскими курдами, шиитами и суннитами. Верить, что самопровозглашенные постсаддамовские иракские лидеры подчинят собственные амбиции интересам свободного и демократического Ирака, - значит, верить сказке.

Пост-талибанский Афганистан должен послужить для администрации Буша отрезвляющим примером. Чтобы возродить страну, мы закрыли глаза на «липовые» выборы в Лойю Джиргу. Мы приветствовали избрание ею Хамида Карзая президентом. Мы потакали глупому предположению, что демократию можно насадить.

Результат оказался ужасающим. За пределами Кабула власть принадлежит полевым командирам. Воровство и вымогательство - в порядке вещей. Молодые женщины и девушки теряют свободу. Перспектива свободных и честных всенародных выборов - чистая иллюзия.

Если сразу после победы над Саддамом отдать Ирак иракцам, борьба за власть и мародерство захлестнут страну и нация распадется на дюжину мелких вотчин.