Предстоящая победа антисаддамовской коалиции в Ираке вселяет неуверенность в российскую нефтяную промышленность. Если Ирак снова увеличит экспорт нефти, то по-новому будет поделен рынок. Изменятся цены, объемы добычи, действующие договоры о поставках. Возможен даже выход Ирака из ОПЕК.
Для России, чей государственный бюджет до тридцати процентов пополняется за счет доходов от добычи нефти и природного газа, это могло бы привести к драматическим последствиям. Российские эксперты уже сегодня видят, как исчезает, будто дым, один из любимых проектов российского президента Владимира Путина: энергетический альянс, о создании которого он договорился со своим коллегой из США Джорджем Бушем (George Bush) в конце прошлого года. Оба руководителя государств договорились о том, что в долгосрочной перспективе Россия, поддержанная мощными финансовыми вливаниями, значительно расширит свои мощности по добыче нефти и постепенно заменит собой поставщиков с Ближнего Востока.
Теперь, в преддверии победы американцев в Ираке, российские эксперты больше не верят в реализацию честолюбивых планов. Они рассчитывают на то, что США и Великобритании удастся в течение одного года достигнуть довоенного уровня добычи нефти: до 2,5-3 млн. баррелей (159 литров) в день. В последующие три года из иракской земли можно будет выкачивать до пяти, а через семь-девять лет восемь млн. баррелей нефти ежедневно.
Эта нефть значительно дешевле и лучшего качества, чем добываемая в России. Следовательно, предчувствуют недоброе в России, интерес к инвестициям, например, в целях освоения прибрежного заполярного шельфа, существенно спадет. Отодвигаются на далекое будущее также реализация амбициозного многомиллиардного проекта по строительству глубоководного терминала в незамерзающем порту Мурманска, а также - проекта строительства нефтепровода в Западную Сибирь. Российские нефтяные концерны собирались отправлять нефть танкерами в Северную Европу и в США: 100 млн. тонн ежегодно.
Вместо этого теперь снова приходится разворачиваться в восточном направлении. «Россия вынуждена вносить изменения в свои экспортные планы», так озаглавила один из своих материалов авторитетная экономическая газета «Коммерсант». Совершенно иное значение приобретает теперь Азия, говорится в публикации. Особая борьба идет за таких клиентов, как Китай, Япония и Южная Корея, которые относятся к числу крупнейших в мире потребителей нефти. В настоящее время японцы потребляют ежедневно 5,3 млн. баррелей, южнокорейцы - 2,1 и китайцы - 1,6 млн. баррелей нефти.
В России считают, что громадный аппетит на нефть вскоре проявится, прежде всего, у Китая. В 2020 году он будет потреблять ежедневно 10,5 млн. баррелей нефти. А поскольку Пекин не желает попадать в зависимость от Ирака, находящегося под опекой США, то российские эксперты видят большой шанс для своей страны. Но сначала нужно проложить в Азию новые нефтепроводы из Сибири. Эксперты подстегивают. Если цены опустятся на прежний уровень 18 или 19 долларов США, то тогда инвестиции станут невыгодными.
В настоящее время цена на нефть Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) заметно снижается. В понедельник баррель стоил 24,91 доллара, за день до этого - 25,38 долларов США, сообщал венский секретариат ОПЕК. Еще в середине февраля за баррель приходилось платить 32 доллара США. Картель добивается цены в диапазоне от 22 до 28 долларов США. Таким диапазоном были бы удовлетворены и россияне. Если в ближайшем будущем цена упадет до 15 долларов, то «тогда сгорит бюджет», предупреждают эксперты.
Падению цены на рынке нефти мог бы способствовать выход из ОПЕК Ирака. Это было бы для картеля смертельным ударом, считают западные наблюдатели. «Если после войны иракская нефтяная промышленность будет приватизирована, то про ОПЕК Вы можете забыть», - считает, например, Лео Дроллас (Leo Drollas) из лондонского Центра исследований проблем мировой энергетики.
24-го апреля ОПЕК созывает чрезвычайное заседание. Эксперты ожидают сумятицы, если Ирак - член-основатель ОПЕК - снова вернется к официальной системе квот.