Вашингтон, 9 апреля 2003 года. В кинофильме "Лоуренс Аравийский" (Lawrence of Arabia) есть незабываемая сцена, когда доведенный до отчаяния Лоуренс сопротивляется в Каире британскому военачальнику, который требует от него, чтобы тот вернулся в пустыню и возглавил арабов, восставших против турок Оттоманской империи.
Лоуренс. Я убил двоих. Одного вчера. Он был еще мальчиком, и я завел его в барханы. Другое убийство┘ было┘ до Акабы (Aqaba). Мне пришлось застрелить его из пистолета, и было во всем этом что-то, что мне не понравилось.
Генерал Алленби (Allenby). Этого можно было ожидать.
Лоуренс. Нет, что-то другое.
Генерал Алленби. Что ж, тогда пусть это станет уроком.
Лоуренс. Нет, не то.
Генерал Алленби. Тогда что же?
Лоуренс. Мне это доставило удовольствие.
Мы всегда знали, что одержим победу в войне с Ираком. Мы всегда мечтали дожить до триумфального момента, подобного тому великому событию, которое показали операторы телекомпании "Fox" в 1 час 30 минут по восточному времени утром в понедельник, когда два американских солдата подняли флаг Университета штата Джорджия с изображением бульдога перед фронтоном президентского дворца Саддама в Багдаде, а другие солдаты с загадочным видом направились вверх по ступеням дворцовой лестницы, очевидно, для того чтобы попробовать содрать золотые украшения со стен главной ванной комнаты Саддама.
Главный вопрос в связи с войной звучит так: "Сколько крови способны вынести американцы?".
Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) и Дик Чейни (Dick Cheney) были полны решимости с помощью грубой силы, не исключающей возможность боевых потерь, избавить Америку от ее тошнотворной щепетильности, которая досталась ей в наследство от поражений во Вьетнаме и Могадишо; изменить культуру нации, чтобы война воспринималась как более естественная часть роли сверхдержавы в мире.
Их стратегию, возможно, следовало бы описать как "Взлет 'Черного ястреба'" (Black Hawk Up). (Противопоставление известному кинофильму "Падение 'Черного Ястреба'"/Black Hock Down. "Черными Ястребами" в вооруженных силах США именуются вертолеты UH-60 - прим. пер.)
Виктор Дэвис Хэнсон (Victor Davis Hanson), военный гуру г-на Чейни, в своей книге "Осень войны" (An Autumn of War) пишет, что война может быть хорошей, и что иногда нациям лучше применять разрушительную мощь, нежели уговоры. Г-н Хэнсон приводит в качестве позитивной ролевой модели марш армии Шермана (Sherman) через Джорджию, который стал величайшим примером шока и трепета 19-го века (ссылка на первоначальное название нынешней операции в Ираке "Шок и Трепет"/Shock and Awe) - прим. пер.).
Опросы общественного мнения и интервью показывают, что господа Рамсфелд и Чейни преуспели в своем стремлении сделать американцев менее пугливыми перед лицом сражений: большинство американцев пока что демонстрируют стоическое отношение к убитым и раненым. (Быть может, терпимость американцев к боли объясняется фактически тем, что значительную часть этой боли не показывают по телевидению, хотя сцены людей на больничных койках там есть.)
Г-н Вулфовиц (Wolfowitz) Аравийский и другие "ястребы" нынешней администрации возбуждены "ястребиностью" США. Когда в воскресенье г-н Вулфовиц присутствовал на телепрограмме "Лицом к прессе" (Meet the Press), его помощники сидели в зеленой комнате, наблюдая за экраном и одобряя поведение своего босса.
Когда американские войска на бронетехнике совершали свои первые вылазки в Багдад, в головах ястребов уже мелькали мысли о нанесении ударов по Дамаску управляемыми авиационными бомбами JDAM (сокращение от Joint Direct Attack Munition - прим. пер.).
Бывший директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Джеймс Вулси (James Woolsey), приятель Вулфи (Wolfie - уменьшительное от фамилии Вулфовиц - прим. пер.) и кандидат на роль администратора в оккупированном Ираке, на прошлой неделе без обиняков заявил студентам U.C.L.A. (University of California, Los Angeles - Калифорнийский университет в городе Лос-Анжелес - прим. пер.), что для того, чтобы перекроить Ближний Восток, Соединенным Штатам придется потратить многие годы, а быть может, десятилетия на ведение четвертой мировой войны (он посчитал "холодную войну" за третью мировую войну).
Он назвал врагами Америки правящих Ираком исламских шиитов, поддерживаемых Ираном членов организации "Хезболла" (Hezbollah), фашиствующих баасистов (Baathists) в Ираке и Сирии, а также исламистов-суннитов, которые возглавляют "Аль-Каиду" (Al Qaeda) и связанные с ней террористические группировки.
В воскресенье Г-н Вулфовиц, однако, разыгрывал из себя дипломата, когда в своем ответе пытался уйти от вопроса любопытного Тима Руссерта (Tim Russert) относительно того, не станут ли явью мечты некоторых неоконсерваторов о других военных кампаниях - в Сирии, Иране и Северной Корее. Когда же его загнали в угол, он заявил: "В Сирии тоже нужно осуществить смену режима".
А Дэвид Сэнгер (David Sanger) из газеты "The Times" сообщил своим читателям, что, когда недавно один из помощников г-на Буша-младшего (George W. Bush) вошел в Овальный кабинет, чтобы сказать президенту, что его крутой Рамми (Rummy - уменьшительное от фамилии Рамсфелд - прим. пер.) также замахивается кулаком на Сирию, г-н Буш-младший улыбнулся и сказал всего одно слово: "Хорошо".
Администрация США уже сейчас издает такие же торжествующие звуки, как и Лоуренс, когда у него слишком сильно закружилась голова. Заголовок в сегодняшнем номере сатирического журнала "Onion" гласит: "Буш подсознательно оценивает размеры Испании, думая о вторжении в эту страну".
Успех нынешней войны не должен ослеплять нас относительно того, что такое война вообще. Терпимость американцев к сегодняшним боевым потерям не следует принимать за готовность соглашаться с бесконечными американскими жертвами на бесконечных полях сражений. Победа в Ираке будет по-настоящему историческим событием, но она окажется роковой и опасной, если нынешняя администрация превратит Америку в Спарту. Все еще остается незавершенной война против Усамы бен Ладена (Osama bin Laden). Но конец операции "Свобода иракцам" (Operation Iraqi Freedom) не должен ознаменовать собой начало операции "Бесконечная война" (Operation Eternal War).