Предполагаемая причастность российского правительства к продажам Ираку оборудования и технологий, способных нанести вред англо-американской коалиции в ее войне с Ираком, наделала в последние дни много шуму. Ситуация не вызывает удивления у большинства наблюдателей, а администрация Буша (Bush) следит за ней уже несколько месяцев. Но как нам воспринимать этот инцидент? Является ли он просто признаком давнего враждебного отношения российского военно-промышленного комплекса к Соединенным Штатам, как предполагают некоторые эксперты? Возможно, отчасти это и так, однако более тщательный анализ требует изучения внутренней и внешней политики России на протяжении последнего десятилетия.
После распада Советского Союза стремление российских реформаторов привести страну к политическому либерализму и рыночному капитализму стало их операцией "шок и трепет" того времени. Подразумевалось, что в ее рамках будет проведена быстрая приватизация и распределение собственности. При этом предполагалось, что как только наберется критическая масса собственников, она (масса) потребует создания политических институтов - судов, регулирующих органов и т.д. - которые будут способствовать экономическому росту и установлению демократических принципов.
Всем хорошо известно, что этого не произошло. Вместо этого небольшое число инсайдеров, получивших наибольшую выгоду от приватизации, способствовало установлению правил игры, направленных на удовлетворение их новоприобретенных интересов и эффективно препятствующих возникновению механизмов усиления экономического роста. Тем временем процесс "перераспределения", который шел постоянно, оказал очень негативное влияние как на бизнес, так и на власть, спровоцировав коррупцию. Все эти факторы способствовали возникновению экономических кризисов, которые сотрясали страну на протяжении 1990-х годов, неся прямую угрозу демократической России.
Российская экономика, и, соответственно, ее правительство, последние четыре года держались на плаву только благодаря высоким ценам на нефть, что подтверждается надежными статистическими данными, связывающими рост цен на нефть с экономическими успехами России в этот период времени. Действительно, согласно расчетам, повышение цены барреля нефти на один доллар увеличивает экспортные доходы страны на 1,5-2 миллиарда долларов в год. Без системы, способной обеспечивать развитие экономики, Россия, чтобы сохранить темпы роста, по-прежнему будет зависеть от сырья, в частности, от нефти.
В этих условиях нет ничего удивительного в том, что российская внешняя политика ориентирована на нефть. В последние годы Россия предпринимала агрессивные действия, направленные на обеспечение своих нефтяных интересов в различных регионах от Каспийского бассейна до Персидского залива, невзирая на то, что они часто противоречили интересам ее новых друзей в Америке и Европе (вспомните, например, продажу Россией оружия Ирану).
Вот мы и подошли к проблеме Ирака. Именно Россия в конце 1990-х годов начала выступать в поддержку отмены санкций, в то время как иракский режим обсуждал с российскими компаниями условия нефтяных контрактов, которые могли быть выполнены лишь в случае их устранения. Хотя события 11 сентября 2001 года практически исключили возможность их отмены, нефть продолжает оставаться двигателем России. Продажа российскими компаниями Ираку приборов ночного видения и устройств глушения сигналов Системы глобального позиционирования (GPS) в попытке добиться расположения иракских властей полностью соответствует стратегии российского правительства. По некоторым оценкам, практически половина иракского оружия - российского производства.
Имеющиеся у России опасения того, что устранение иракского режима аннулирует российско-иракские контракты, дополняются вероятностью того, что рост добычи нефти в Ираке может привести к значительному снижению цен, которое может подорвать российскую экономику. Поэтому мы и наблюдаем решительные возражения России против войны, а также можем ожидать, что Россия продолжит проводить политику отстаивания своих интересов, пусть даже за счет Соединенных Штатов и иракского народа.
В свою очередь, администрация до настоящего времени воздерживалась от публичного проявления недовольства Россией, понимая непрочность ее положения. Крах экономики может подтолкнуть Россию, балансирующую на грани между демократией и авторитаризмом, ко второму варианту. Остается только гадать, как долго Соединенные Штаты будут игнорировать внешнюю политику России и потакать ей.