По мере того, как армии союзников захватывают ключевые объекты в Ираке, мировой рынок предвкушает скорейшее возобновление поставок нефти из страны, которая, даже при действовавших санкциях ООН, добывала приблизительно два миллиона баррелей в день.
Однако дипломаты и эксперты-экономисты предупреждают, что оптимизм, который в последние три недели вызвало 20-процентное падение цен на нефть, не учитывает сложные политические и правовые аспекты, на урегулирование которых потребуются, скорее всего, недели, если не месяцы.
Главный вопрос прост: когда закончатся сражения, кто будет иметь легальное право продавать иракскую нефть? Учрежденное американцами правительство, не имеющее международного признания? Или администрация, которая получит одобрение Франции, России, Китая, Великобритании и США - пяти постоянных членов Совета безопасности ООН?
«Проблема не в том, чтобы выкачать нефть из-под земли», - заявил Раад Алкадири, директор «PFC Energy», вашингтонской консультационной фирмы и эксперт по нефтяной индустрии Ирака. Говоря о правовых и политических вопросах, он пояснил: «Это потребует некоторого времени, если только Соединенные Штаты не захотят повести себя в этом деле как слон в посудной лавке».
На сегодняшний день ООН по сути является попечителем иракской нефтедобычи, в том числе $2,9 миллиардов «нефтяных» денег, лежащих сейчас в подконтрольном ООН депонентном фонде, и 8-9 миллионов баррелей нефти, заполняющих цистерны хранилища в Сейхане, турецком порте на Средиземном море.
Два самых больших месторождения нефти в Ираке - это Киркук на севере и Румайла на юге. Румайла с ее примерно 430 скважинами, сейчас находятся под контролем коалиционных сил. Армейский инженерный корпус и «Kellogg Brown & Root», подразделение «Halliburton», по информации «Platt's Oilgram News", уже на месте и закрывают скважины в Румайле, чтобы возросшее давление не разрушило объекты.
17 марта, за два дня до первого авиаудара по Багдаду, чиновники ООН, отвечающие за продажу нефти (утверждающие цены, одобряющие контракты и выполняющие другие функции, возложенные на них Советом безопасности), покинули Ирак.
Иракская правительственная структура, которая занимается куплей-продажей нефти, «State Oil Marketing Organization» или SOMO, все еще существует, но без одобрения ООН продажа является незаконной. Некоторые посредники говорят, что покупателей на нефть можно найти, даже если ее хозяина трудно определить - лишь бы цена была достаточно низкой.
Другие же утверждают, что дилеры не захотят связываться с какими бы то ни было поставками нефти из Ирака до тех пор, пока Соединенные Штаты и Объединенные Нации не договорятся о том, кто имеет право ее продавать и присваивать выручку.
«Большинство из нас не захотят впутываться в эти дела, - говорит менеджер одной из торговых фирм. - Мы же спросим: "эта нефть моя? Могу я законно ею распоряжаться?" А без этого ее, возможно, никто не захочет купить».
Вопрос о нефти привлек в последние недели пристальное внимание Совета безопасности ООН. По словам одного из дипломатов, нефть, хранящаяся сейчас в Сейхане, - это 5-10 процентов от объема нереализованных контрактов, одобренных правительством Саддама Хусейна. «Но даже их они не могут выполнить, - пояснил дипломат, - пока не получат «зеленый свет» от какой-нибудь законной структуры в Багдаде».
Но, добавляет дипломат, «если рассматривать проблему нефти в контексте гуманитарных нужд - а на депозитном счете хранятся деньги от продажи нефти - я полагаю, найдутся какие-нибудь пути» эффективной передачи права продажи нефти от SOMO другой структуре, одобренной как силами союзников, так и Советом безопасности.
Право Совета безопасности распоряжаться иракской нефтью восходит ко времени окончания первой войны в Персидском заливе, когда запрет на продажу нефти стал частью санкций, призванных заставить режим Саддама Хусейна разоружиться.
В 1995 году, в ответ на растущие сетования по поводу влияния режима санкций на здоровье населения Ирака, продажа нефти во все возрастающих объемах была разрешена в рамках новой программы «Нефть в обмен на продовольствие».
Параметры этой программы определялись и утверждались каждые шесть месяцев; текущий полугодовой период заканчивается 3-го июня. Но даже если очередного продления программы не последует, то, по словам высокопоставленного представителя ООН, сопутствующие правовые требования - одобрение продаж нефти со стороны ООН и депонирование выручки на подконтрольном ООН счете - останутся в силе.
И профессор Роберт Йохансен из «Kroc Institute for Peace Studies» университета Нотр-Дам, и Марк Маллох Браун, директор Программы ООН по развитию, в своих интервью указали на то, что Женевские конвенции не позволяют оккупантам заключать долгосрочные договоренности, в частности, торговые, что ограничивает свободу маневра с иракскими месторождениями.
«Любая гипотетическая американская нефтяная компания, инвестирующая модернизацию этих нефтепромыслов, потребует официальное подтверждение того, что концессия, которую она получила, будет действительна в течение 10-20 лет - примерный срок окупаемости в этой отрасли, - говорит Маллох Браун. -
Переходная американская администрация не только не будет - по международному праву - иметь оснований давать такие гарантии, но и любые договоры от ее имени наверняка будут оспариваться компаниями других стран - прежними обладателями концессий.
Представители правительства США не комментируют проблемы, связанные с нефтью: они знают о бытующем мнении, что нынешняя война затеяна не для разоружения опасного режима, а для обретения контроля над вторыми по величине запасами нефти в мире. Единственное, что говорят официальные лица: природные ресурсы Ирака будут использоваться только на благо иракского народа.
Ричард А. Гренелл, представитель делегации США в ООН, вообще отвергает вопросы о правовых аспектах, касающихся иракской нефти, заявляя: «Мы все еще в военной стадии операции».