Знакомясь с последними новостями, я прихожу к мысли, что президент Буш, несомненно, останется в истории как самый произраильский президент всех времен.
О, нет — не нынешний президент Буш. Я говорю об его отце, Джордже Герберте Уолкере Буше (George Herbert Walker Bush).
Нынешний президент Буш, если он продолжит двигаться в том же направлении, запомнится как президент, который настолько послушен Ариэлю Шарону (Ariel Sharon), что позволил Израилю считать, будто это государство действительно может иметь все: поселения, процветание, мир и демократию — и тем самым способствовал медленному разрушению еврейского государства.
Первый президент Буш наоборот был готов после первой войны в Персидском заливе донести до Израиля и еврейского лобби самую суровую правду: что создание новых поселений пойдет во вред долгосрочным интересам Израиля, негативно повлияет на перспективы установления мира, и ухудшит отношение к Америке в арабском мире. И именно Буш-старший поддержал своего госсекретаря Джеймса Бейкера (James Baker), что позволило г-ну Бейкеру заставить арабов в первый раз сесть за стол переговоров с Израилем на Мадридской мирной конференции.
Теперь, когда мирный процесс возобновился, Буш-младший тоже получил шанс попытаться решить эту проблему. А у меня возникает вопрос: как он себя поведет — как Буш-старший или как Буш-младший?
Это очень важный момент. Впервые у палестинцев появился премьер-министр, Махмуд Аббас (Mahmoud Abbas); министр финансов, Салам Файяд (Salam Fayyad); и руководитель службы безопасности, Моххамед Дахлан (Muhammad Dahlan), которые понимают, как нужны Палестине соответствующие институты, и какие катастрофические последствия для палестинского народа имела осуществляемая Арафатом стратегия терактов смертников-самоубийц и лживых переговоров с Израилем.
Говоря о важности реформ в арабском мире, мы должны стремиться к тому, что к власти Палестине пришла именно эта команда, несмотря на все ее многочисленные недостатки. Однако победа г-на Аббаса еще не гарантирована. Ясир Арафат (Yasir Arafat) и его сторонники все еще находятся у власти, и они желают, чтобы г-н Аббас, бывший мелкий чиновник из правительства г-на Арафата, потерпел неудачу. Г-н Аббас должен обеспечить безопасность Израиля, однако и г-н Шарон должен пойти ему навстречу, улучшив повседневную жизнь палестинцев, и уничтожив некоторые из незаконных населенных пунктов, которые он позволил еврейским поселенцам воздвигнуть на Западном берегу реки Иордан при молчаливом попустительстве администрации Буша.
Все это вновь заставляет нас обратить взоры на Буша-младшего. Он способствовал созданию условий для прихода г-на Аббаса к власти, отказавшись сотрудничать с г-ном Арафатом и свергнув Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Его недавняя речь, раскрывающая его новое видение Ближнего Востока, основанное на свободной торговле, была превосходна. Однако с самого начала в его администрации было слишком много планов мирного урегулирования, и слишком мало исполнителей. Если г-н Буш хочет выполнить намеченный план, то он должен вступить в ближневосточную дипломатическую игру, с должной энергией, настроем и решимостью.
Он должен будет пресечь нападки на Колина Пауэлла (Colin Powell) со стороны Пентагона и дать понять, раз и навсегда, что он его поддерживает; сказать правым политикам-христианам и находящейся под контролем партии «Ликуд» Конференции руководителей крупнейших американских еврейских организаций, что он не собирается позволить им чинить ему препятствия фанатичной поддержкой создания новых израильских поселений; а также сказать лидерам арабского мира, что наступило время принятия решений, что означает их помощь в ослаблении г-на Арафата и признание израильского государства.
Что делать — известно. Вопрос в следующем — есть ли у г-на Буша к этому стремление?
Сейчас, когда Соединенные Штаты уничтожили самую опасную угрозу Израилю — режим Саддама Хусейна — может показаться, что г-н Шарон должен ухватиться за эту возможность. Однако вместо этого г-н Шарон использует все возможные тактики затягивания процесса. То есть, г-н Шарон следует одному из железных правил ближневосточной политики: Когда я слаб, как я могу пойти на компромисс? Когда я силен, зачем я должен идти на компромисс?
Если нынешняя возможность будет упущена, то это может свести на нет вероятность решения конфликта путем создания двух государств. Еврейские поселенцы одержат победу и Израиль де-факто сохранит за собой все территории. Арабский мир будет отстранен от участия в мирном процессе, а война в Ираке будет воспринята как действия США, направленные не на установление мира, а на то, чтобы г-н Шарон мог свободно создавать еврейские поселения. А в Палестине верх одержат радикалы. Американская еврейская молодежь все больше и больше будет отдаляться от Израиля, так как в их глазах Израиль будет превращаться из демократического государства в страну, в которой еврейское меньшинство насильно устанавливает власть над палестинским большинством.
Итак, ввиду всего вышесказанного, я надеюсь, что Буш-младший прислушается к Бушу-старшему.