Глава подкомитета конгресса США по авиации, республиканец из Флориды Джон Мика (John Mica) признает, что до недавнего времени сомневался, что запускаемые с плеча ракеты представляют серьезную угрозу для пассажирских самолетов. Однако его мнение изменилось в марте с.г., когда он принял участие на закрытом заседании конгресса, посвященном этой проблеме. "Когда я вышел оттуда, я поверил в реальность этой опасности", - заявил Джон Мика.
Во вторник в в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси) был задержан британский гражданин, пытавшийся продать террористам переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК). Арестованный полагал, что продает ракету террористам, которые собирались применить ее против гражданского самолета в США. Чуть позже были также арестованы двое сообщников продавца оружия.
После двух ракетных атак в отношении пассажирских авиалайнеров, совершенных за пределами США в прошлом году, ФБР и Департамент внутренней безопасности США провели проверку 82 крупнейших аэропортов США с целью выяснить, насколько реальна опасность терактов с использованием ПЗРК. В результате в аэропортах крупных городов, включая Лос-Анджелес, Бостон, Сан-Франциско, Чикаго и Вашингтон были усилены меры безопасности, а береговая охрана США начала патрулирование территорий, прилегающих к аэропортам.
Джон Мика и ряд других членов конгресса выступили с призывом одобрить проект, предусматривающий установку на всех пассажирских самолетах защитного оборудования, способного защитить их от ракетной атаки. Несколько защитных систем, использованных в военных самолетах, в настоящее время проходят регистрацию в Федеральном управлении авиации США (Federal Aviation Administration). Сенатор-демократ из Нью-Йорка Чарльз Шумер (Charles Schumer) заявил, что после произведенных во вторник арестов указанная программа должна быть одобрена незамедлительно. «Угроза терактов в отношении пассажирских лайнеров США с использованием переносных ракет отныне уже не является теоретической», - заявил Шумер.
Переносные ракетные комплексы, которые весят от 35 (около 16 кг.) до 70 фунтов (около 30 кг.), могут быть установлены и запущены в течение нескольких секунд, и обращение с ними не требует специальных навыков. Ракета использует инфракрасные датчики, обеспечивающие чувствительность ракеты к высокой температуре двигателей реактивного самолета. В зависимости от типа ракеты могут поражать цели на высоте от 18 тысяч футов (около 5,5 тыс. метров) и находящиеся на расстоянии до 5 миль (около 8,5 км.)
По оценкам экспертов, за последние 30 лет было произведено около 700 тысяч систем ПРЗК. Американская ракета Stinger считается наиболее эффективной, она хорошо зарекомендовала себя в 90-е гг., когда афганские мятежники использовали ее в боях против советских войск. Другие типы ПРЗК производятся в России, Великобритании, Франции и Китае. Американские спецслужбы сообщили, что 27 террористических групп, включая «Аль-Каиду», обладают таким оружием. За минувшие 30 лет против самолетов гражданской авиации в Африке, Азии, и Центральной Америке было совершено 35 терактов с применением ПРЗК. После этих ракетных атак 24 самолета были сбиты, в результате чего погибло более 500 человек.
В 1998 г. в Конго мятежниками был сбит самолет Boeing 727 авиакомпании Congo Airlines, в результате чего погибли 40 человек. В мае 2002 года террористы «Аль-Каиды», использовав ракету российского производства SA-7 «Стрела», безуспешно попытались сбить военный самолет США, который собирался взлететь с аэропорта в Саудовской Аравии. В ноябре 2002 г. террористы выпустили две ракеты SA-7 по израильскому чартерному самолету, который собирался взлетать из Момбасы, в Кении.
Как сообщает Associated Press, во вторник в аэропорту Ньюарка сотрудники ФБР конфисковали российскую ракету SA-18 «Игла». В отличие от «Стрелы» она имеет более усовершенствованную систему самонаведения и способна уклоняться от ловушек и помех. На прошлой неделе чеченские мятежники с помощью «Иглы» сбили российский вертолет, в результате чего погибли три члена экипажа.
Хотя ни один американский пассажирский лайнер до сих пор не был атакован ПЗРК, угроза применения этих ракет убедила членов конгресса в необходимости поддержать законопроект, предусматривающий установку защитного оборудования на самолетах гражданской авиации. Такая система уже существует в военных самолетах, и Израиль оборудовал такими устройствами около 35 лайнеров израильской авиакомпании El Al. Принцип работы этой системы основан на применении автоматических датчиков, которые способны отслеживать ракеты и запускать лазерный сигнал, чтобы не допустить следования ракеты по тепловому лучу.
Сенатор Чарльз Шумер является одним из инициаторов принятия этого законопроекта, согласно которому более 5 тысяч самолетов гражданской авиации США должны быть снабжены защитным оборудованием, установка которого для каждого лайнера обойдется от 1 до 3 млн. долларов. «Белый дом должен выделить Департаменту по внутренней безопасности США финансовые средства, необходимые для установки такого оборудования в самолетах гражданской авиации. Это надо сделать немедленно, пока не поздно», - заявляет Чарльз Шумер.