Что происходит, когда руководитель, который брал вас на работу, оказывается в тюрьме в разгар политического скандала в России? Американец Стивен Тиди, который является главным операционным директором крупнейшей нефтяной компании России «Юкос», намерен ответить на этот вопрос. Тиди, который всего два месяца назад перешел в «Юкос» из компании ConocoPhillips Co, оказался на этой неделе в центре внимания после того, как его влиятельный патрон Михаил Ходорковский был обвинен в уклонении от налогов и мошенничестве. Ходорковский, который отрицает обвинения, ждет суда в тесной тюремной камере, в то время как Тиди в начавшейся неразберихе оказался у штурвала нефтяного гиганта.
Правоохранительные органы проверяют налоговые ведомости и активы «Юкоса», министерство природных ресурсов изучает лицензию компании на добычу нефти, а трое акционеров управления компании обвиняются в финансовых злоупотреблениях. Руководство «Юкоса» расценивает наступление властей как попытку властей запугать Ходорковского, имеющую политическую подоплеку.
Из разговора со Стивеном Тиди вы ни за что не догадаетесь, что компания столкнулась с проблемами. «Я хочу заявить, что работа «Юкоса» продолжается в обычном режиме», - спокойно заявил инженер из Канзаса в ходе телефонного интервью. - У нас есть хорошая команда управления..., и руководство обеспечивается на должном уровне».
Однако на рынке начиная с пятницы акции «Юкоса» упали в цене на 17 %. Аналитики ожидали, что на этой неделе правление «Юкоса» возложит на Стивена Тиди обязанности исполняющего обязанности руководителя компании. Этот шаг, по мнению экспертов, должен был вселить уверенность в акционеров. Однако представитель «Юкоса» заявил, что у руководства нет планов назначения нового президента компании. Вместо этого функции главы «Юкоса» будут перераспределены между Стивеном Тиди и несколькими российскими гражданами, входящими в правление компании. В их числе - Юрий Бейлин и Михаил Брудно. Но некоторые сотрудники «Юкоса» считают, что Тиди де факто является лидером.
Во вторник состоялось совещание с участием около ста топ-менеджеров компании, на котором коллективу было объявлено о расширенных полномочиях Стивена Тиди. «У него будет очень ответственная работа, хотя я не знаю, как будет точно называться его должность», - заявил иностранный менеджер, который принял участие в работе совещания.
Даже в обычное время управлять «Юкосом» - задача не из легких. «Юкос» только что создал совместное предприятие с компанией «Сибнефть», чьи активы и персонал перейдут под контроль «Юкоса» в ближайшие месяцы. В штате обеих компаний работают более 130 тысяч рабочих и служащих, которые заняты на месторождениях нефти, перерабатывающих заводах, бензозаправочных станциях и офисах на обширном пространстве от западной России до побережья Тихого океана. Между тем «Юкос» вел переговоры о продаже большей части своих акций американским компаниям Exxon Mobil Corp. или Chevron Texaco Corp. Судя по всему, после ареста Ходорковского переговоры приостановлены. Представители всех трех компаний отказались комментировать ход консультаций.
Хотя немногие иностранцы занимают в российских компаниях ответственные посты, нахождение американца на командных высотах в «Юкосе» - не такое уж необычное явление. В минувшие годы компания наняла немало западных менеджеров, которые занимают должности в финансовом управлении, а также в отделах исследования и производства. Брюс Мизамор, бывший директор компании Pennzoil был назначен в 2001 году на должность главного финансиста компании.
Стивен Тиди заявил, что занял свой нынешний пост в ноябре прошлого года. По его словам, Ходорковский «решил включить в компанию специалиста, в обязанности которого входит координация действий». По словам сотрудников «Юкоса», несколько месяцев назад Ходорковский понял, что он может оказаться под огнем критики, и поэтому принял решение о подготовке резервных менеджеров. «Было ясно, что он знал, что его ожидает, - заявил высокопоставленный менеджер, имея в виду арест Ходорковского. - Он много раз заявлял, что мы должны научиться работать без него». После ареста Ходорковского правление «Юкоса» поместило множество его фотографий в холле компании.
Стивен Тиди вел борьбу за защиту иностранных инвестиций в энергетическом секторе России, но Ходорковский заявил, что иностранцы не должны иметь специальных льгот. Тиди обещает, что работа «Юкоса» будет такой же слаженной, как и прежде. Он также планирует завершить процесс слияния с компанией «Сибнефть». Он и его коллеги упорно утверждают, что нет никакой паники в коридорах компании. Однако некоторые аналитики выразили беспокойство по поводу того, что государство может предпринять попытку конфисковать акции Ходорковского, а это может поставить под сомнение будущее самой компании.
Для выживания компания нуждается в четкой организации управления. Однако в этой сфере предстоит многое сделать: иностранцы, работающие в «Юкосе», жалуются, что здесь много внутренних интриг и бюрократии советского стиля. Рэй Леонард, бывший директор Amoco, говорит, что «работа в «Юкосе» похожа на «процесс пересечения улицы с завязанными глазами». Томас Найсуорнер, вице-президент «Юкоса» по информационным технологиям, знающий Стивена Тиди уже в течение 28 лет, называет его "очень дружественным, открытым и честным» человеком. «Атмосфера в «Юкосе» деловитая, как обычно. У нас есть план работы, и мы будем претворять его в жизнь», - заявил Томас Найсуорнер.