Сомнительным с правовой точки зрения был уже арест нефтяного магната Михаила Ходорковского. Намного хуже и теперь уже опасным для российской финансовой системы является арест, наложенный на контрольный пакет акций крупнейшего нефтяного концерна России «ЮКОС». Инвесторы чувствуют себя обманутыми. В краткосрочном плане существует опасность оттока капитала и резкое падение курса акций на фондовом рынке, в долгосрочном - изоляция молодого московского финансового рынка.
Угроза национализации однажды уже возникала. Кризис 1998 года привел страну на грань катастрофы и к волнениям в мировой финансовой системе. В первую очередь, был страх перед возможностью насильственной национализации только что появившихся акционерных обществ, таких, как «Газпром», «Лукойл» и «ЕЭС России», обрушивший курс их акций.
Но Борис Ельцин и не думал вмешиваться. Тогдашний президент принял помощь мировой финансовой системы и вновь завоевал доверие. Спустя пять лет, это доверие стало таким большим, каким Россия его прежде не знала.
Доказательством этого были еще несколько дней назад самые высокие за все время котировки на рынке ценных бумаг. Стремительно растущие прибыли у компаний, высокие доходы государства и, прежде всего, заслуживающий доверия президент Владимир Путин, казалось, оправдывали приток иностранного капитала.
Все было не спекулятивным, а, видимо, политическим мыльным пузырем. Никто не желал замечать, что Путин расправляется со своими противниками, и прибегая к жестким средствам.
Доверие уходит после того, как аресту без всякого судебного разбирательства был подвергнут контрольный пакет акций «ЮКОСа». Инвесторы отворачиваются. Для акционеров не остается ничего иного, если они опасаются национализации своего капитала только из-за того, что, возможно, наказанию подлежит руководитель фирмы.