Российские промышленные олигархи не вызывают особого сочувствия. В 1990-х годах, после краха коммунизма, они выкупили государственные предприятия по бросовым ценам и в одну ночь стали миллионерами, в то время как многие россияне были обречены на бедность. И все же, арест президентом Владимиром Путиным нефтяного магната Михаила Ходорковского не является поводом для радости.
Путин говорит о недавнем аресте Ходорковского как о составной части борьбы с коррупцией. Однако на самом деле преступлением олигарха было то, что он финансировал оппозиционные политические партии, и, еще хуже, намекал, что может выдвинуть свою кандидатуру в президенты. Заключение этого олигарха в тюрьму помогает Путину укрепить свою власть в преддверии президентских выборов 2004 года и подавляет независимые голоса. Руководитель администрации Путина Александр Волошин, недовольный ростом влияния ветеранов КГБ в Кремле, в знак протеста покинул свой пост.
Путина с момента избрания на пост президента преследует его комитетское прошлое. Постоянно задавался вопрос, продолжит ли он начатое Борисом Ельциным неуверенное движение к демократии или свернет с этого пути? Поначалу Путин не проявлял своих намерений, однако в последние два года он остановил процесс либерализации России, используя мощь ФСБ для подавления средств массовой информации и большого бизнеса. Силовики замедлят, если вообще не остановят, процесс открытия России для западных инвестиций и затруднят установление более тесных отношений с Западом.
Иностранные компании не будут вкладывать средства в Россию, пока не будут уверены, что в стране соблюдается верховенство закона. Арест Ходорковского не способствует созданию этой уверенности, а также отдает душком славянского антисемитизма; олигархи, которых преследует Москва, в том числе и Борис Березовский - евреи по национальности.
Если бы российские следователи преследовали олигархов через суды или иными правовыми способами, то Соединенные Штаты и другие страны были бы обеспокоены меньше.
Если у президента Буша (Bush) такие отличные отношения с "Пути-бэйби", то он должен сказать ему, что некоторые обеспокоенные американцы могут, глядя на драконовские действия Москвы, призвать Сенат не отменять поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), ограничивающую торговлю с Россией. Это будет неприятным шагом, напоминающим о худших днях американо-российских отношений. Однако, потратив десятки лет на победу над опасным могучим советским медведем, Соединенные Штаты и весь остальной мир не должны позволить России отказаться от реформ.