На выборах в России есть одно, непременно достойное подражания, демократическое завоевание: тот, кто не согласен ни с одним из списков или кандидатом, включенным в избирательный бюллетень, может поставить крестик в поле 'против всех'. В понедельник Владимир Путин тоже проголосовал 'против всех', высосав из пальца кандидатуру бывшего представителя Президента РФ при ЕС на пост премьер-министра.
Поскольку, вспомнив это фактически неизвестное лицо, Путин проголосовал против всех влиятельных кремлевских связок, структур и групп, обсуждавших в эти дни желаемых для них кандидатов: Фрадков не силовик, не юный реформатор, и даже не друг олигархов. Точнее говоря, временами, он в большей или меньшей степени, чуть-чуть, кто-то один из трех : в его карьере есть эпизоды, представляющие его то командиром чопорной налоговой полиции, то как ориентированного на Запад менеджера, и, в конце концов, как участника дикой грабительской приватизации начала 90-х годов.
Фрадков, однако, не так неизвестен и бесцветен, как Путин при его назначении премьером в 1999 году, он, как и в свое время Путин, -компромиссная фигура. Без сомнения, он профессионал в управлении, экономике, внешних связях и вопросах безопасности, а также, согласно утверждению Путина 'борец с коррупцией'.
Обещание Путина при отставке Михаила Касьянова, что новое правительство еще перед выборами станет воплощением курса на следующие четыре года, вызвало живой интерес. Больше сильных сторон, меньше либеральности? Но Фрадков это же никто, он еще ни разу не следовал своим собственным курсом. Даже будучи активистом пропутинской партии 'Единая Россия', которая теперь благословит в Думе восхождение Фрадкова, новый премьер не был особенно заметен.
Фрадков - чиновник. В политическом смысле он во всех отношениях 'путинский', преданно следующий в фарватере своего президента и его генеральной линии. Таким образом, курс России при Путине - это тот курс, который Путин считает правильным. В качестве предвыборной программы одних только обещаний все той же 'сильной руки' на руле мало. Но для того, чтобы в сегодняшней России получить большинство - более, чем достаточно если тебя зовут Путин.