4 марта 2004 года. Профессорам Красноярского технического университета не пришлось долго мучиться, выбирая на прошлой неделе студентов для участия в сессии вопросов и ответов с президентом России Владимиром Путиным. Во время одной из редких для него "деловых поездок", которая официально никак не связана с президентскими выборами 14 марта, Путин в течение полутора часов шутил и уверенно отвечал на вопросы студентов. Однако деликатные темы - например, состояние демократии, главенство закона и конфликт в Чечне - не затрагивались.
Просьбы студентов были узко сфокусированными: поднять студенческие стипендии, улучшить университетские общежития или помочь в получении ипотечных займов. Один студент даже заслужил похвалу бывшего обершпиона, заявив: "После окончания ВУЗ'а я хочу пойти в Федеральную службу безопасности (ФСБ)".
Многие официальные лица в российском обществе сегодня вновь открывают в себе свои советские рефлекторные реакции сдержанного поведения, но подобное поведение более молодого поколения - которое едва помнит коммунистическое правление - свидетельствует о том, что они демонстрируют самоограничение и почти что дореволюционный рабский стиль, стремясь завоевать благосклонность своего царственного лидера.
Служащие Красноярска, готовясь к приезду Путина, убрали снег и установили уличные фонари на маршрутах следования президентского кортежа.
Население, как и улицы, тоже подготовилось. Петра Медведева, руководителя местного отделения Коммунистической партии, в то утро остановили в центре города для проверки документов - как он считает, очевидно, по той причине, что на его красном галстуке красовалось изображение серпа и молота.
Представители правоохранительных органов потребовали от Сергея Жабинского, главы местного отделения либерального Союза правых сил (СПС), снять плакаты, которые он выставил по случаю местных выборов, также назначенных на 14 марта. Эти представители опасались, что Путину может показаться оскорбительным лозунг "Пора менять власть".
Оба вышепоименованных партийных руководителя отказались уступить давлению. А одна из красноярских телевещательных станций, принадлежащая Михаилу Ходорковскому, нефтяному магнату, который в данное время сидит в тюрьме, заострила внимание на нерешенных проблемах местного населения - и на "пробках" на дорогах, которые были вызваны приездом Путина.
Современная Россия далека от контроля в тоталитарном стиле, однако зрелая демократическая политическая культура в ней пока не утвердилась. Путин во время своих встреч со студентами неоднократно подчеркивал важность рыночной экономики, но он мало что сделал для того, чтобы поощрить аналогичную конкуренцию в политике. Он отказался от всяких дебатов со своими соперниками на выборах, а его аудитории не имели контактов с другими кандидатами.
Вина за это лежит и на нерешительной российской оппозиции. Как заметил, пожав плечами, один кремлевский чиновник: "Мы не мешали другим участвовать в президентской гонке". В избирательной кампании участвуют шестеро малозначимых кандидатов, но только один из них, популист Сергей Глазьев, за неделю до президента нанес в Красноярск кратковременный визит.
Владислав Юрчик, региональный лидер коммунистов, который номинально помогает официальному коммунистическому кандидату Николаю Харитонову, хвалит президента за укрепление российской государственности и модернизацию экономики.
А тем временем его критика демократии - "Мы так же далеки от демократии, как от Луны" - неудобно соседствует с большим портретом Ленина, все еще висящим в его приемной, и с его откровенным оправданием сталинского правления с помощью "железного кулака" после второй мировой войны.
Жабинский из СПС ругает собственную партию за то, что та отказалась поддержать своего сопредседателя, Ирину Хакамаду, которая в результате пошла на президентские выборы как независимый кандидат.
"Нет сомнений, что Путин будет 14 марта переизбран, и, по моему мнению, исходя из видения России как более динамичной страны, это не так уж плохо, - добавляет он. - Но это подрывает демократический институт выборов".
За отсутствием более эффективной оппозиции многие жители Красноярска, кажется, готовы рассматривать Путина как нового царя.
В кафе "Старый замок", где Путин пил чай во время своего первого президентского визита в этот город 2 года назад, его чашка сегодня стоит в витрине, а на столе и на стуле, где он сидел, прикреплены медные памятные пластинки.
Благодаря его вмешательству одна местная семья, проживавшая в очень стесненных условиях, получила в соседнем Дивногорске специально выстроенный дом для своих 27 родных и приемных детей и внуков.
"Россия находится в переходном периоде, ей еще очень далеко до демократии, - говорит мать этой семьи Наталья Колесникова. - Но 20 членов нашей большой семьи (имеются в виду родители, дети и близкие родственники - прим. пер.) будут голосовать за Путина".