По результатам социологического опроса 'Файнэншл Таймс', самой значительной фигурой в Европе за последние 25 лет признан бывший президент России Борис Ельцин. Комментирует заместитель главного редактора Файнэншл Таймс Кристиа Фриланд
Оценивая политических руководителей, всегда приходится бороться с соблазном пойти на поводу личных симпатий. На работе лидер должен быть трезвым упорным тружеником, встающим на рассвете и приходящим вовремя на каждое собрание; дома - верным супругом и любящим родителем; иметь незапятнанную молодость, быть патриотом и готовым к самопожертвованию.
Бывший президент России Борис Ельцин далек от сих добродетелей. Пьяница и эксцентрик, бывший кандидат в члены Политбюро СССР и в самом деле не идеален. Но если рассматривать Ельцина в контексте его достижений, он являет собой величайшего лидера Европы последних 25 лет.
На его счету четыре крупных достижения. Во-первых, он сыграл ключевую роль в развале Советского Союза, империи, агрессия которой по отношению к соседям и репрессии к своим же гражданам, были, пожалуй, самым большим злом минувшего столетия. Михаил Горбачев отчаянно пытался сохранить СССР; Ельцин же способствовал его распаду. Конечно, основным мотивом его действий была борьба с г-ном Горбачевым. Но важен результат: мы имеем свободные республики бывшего СССР, и надо отдать должное Ельцину за то, что он никак существенно не препятствовал их отделению.
Вторым, вытекающим из первого, достижением Ельцина можно считать ослабление влияния компартии и ее дискредитацию как политической силы в постсоветской России. Важность этой заслуги трудно переоценить. Со времени захвата власти большевиками в России, коммунистическая партия держала смертельной хваткой не только всю страну, но и пограничные государства, по временам имея реальный шанс на мировое господство. Г-ну Ельцину, бывшему лидеру компартии, хватило смелости и воображения порвать с партией и затем планомерно осуществлять деятельность по лишению ее власти. Примечательно, что ему удалось это осуществить, не спровоцировав гражданскую войну.
Третья, подкрепляющая вторую, заслуга Ельцина заключается в массовой передаче государственной собственности в руки частных владельцев. В 1991 году, частный сектор в Российской экономике составлял 8 процентов. К 2003 году этот показатель вырос до 81 процента. Это была самая смелая и быстрая программа приватизации в истории подобных реформ. Понятно, конечно, что она большей частью была коррумпирована и несправедлива. Но дело сделано, и впервые со времен первой мировой войны России представился шанс развиваться в свободном и процветающем мировом рынке.
Четвертая, наиболее выдающаяся, заслуга - накануне нового тысячелетия Ельцин сделал то, что ни один его предшественник никогда не делал: добровольно, без какого-либо давления, он покинул пост, назначив преемника, кандидатура которого должна была быть утверждена или отклонена на предстоящих выборах. Подлинный показатель демократии - это не законные выборы первого лидера, но тот факт, что этот лидер [добровольно] уступает кресло другому. Опять-таки, и этот шаг не лишен некоторого негатива: Борис Ельцин и его окружение выбрало преемника по своему усмотрению, руководствуясь соображениями преданности преемника. Голосование, которое закрепило Путина на посту президента, по всей видимости, отражало реальное настроение общественности. Однако Ельцин, добровольно покинувший свой пост, создал весьма ценный прецедент.
Противоречивое, что печально для России, поведение Путина выставляет заслуги своего предшественника в еще более выгодном свете. Да Ельцин пил, буянил, чудил, но он дал свободу союзным республикам и впервые предоставил России реальный шанс пойти путем демократии и капитализма. Он имел для этого самое редкое для политического лидера качество: способность добровольно уйти в отставку. Г-н Путин, напротив, продемонстрировал насколько необычно это качество и насколько велик был президент Ельцин.