МОСКВА. - Михаил Гуревич эмигрировал из Советского Союза в Израиль в 1991 году в поисках свободы и лучшей доли. Теперь он - длинноволосый человек в темных очках, успешный владелец интернет-сайта, ведущий телевизионного шоу и консультант по информационным технологиям - снова в Москве.
- Я хотел получить хорошую работу и самореализоваться, чтобы делать то, что делаю сейчас. Но я увидел, что в Израиле я не могу заниматься этим, -говорит Гуревич, - но если вы спросите меня о происхождении, я - израильтянин.
Мятущиеся между экономической мотивацией и необходимостью самоопределения, многие бывшие советские евреи, которые так рвались на историческую родину, когда развалился СССР, возвращаются обратно в Россию. За последние годы таких набралось около пятидесяти тысяч, и эти цифры растут, особенно с того времени, как в России к власти пришел Владимир Путин.
Некоторые в качестве причин приводят разочарование в жизни в Израиле, экономические трудности и угрозу терроризма, ставшие особенно актуальными после начала второй интифады три года назад. Другие, такие, как Гуревич, больше говорят о том, что в постсоветской России открылись новые экономические возможности с тех пор, как там наступила стабилизация - страна входит в мировой рынок и динамично развивается.
- Я знаю, что такое было быть евреем в СССР, - говорит Гуревич, который до возвращения в Москву в 1999 году успел отслужить в израильской армии и поработать русскоязычным диктором на радио, - но сейчас другие времена, и это уже совсем другая страна.
1970-е. Исход
Не успел 'железный занавес' дать первые трещины в начале 70-х годов прошлого века, как советские евреи начали активно эмигрировать в Израиль. До начала бурных для России 90-х около миллиона евреев нашли новую родину. После развала СССР в российском обществе появились признаки анархии, и антисемитизм стал снова поднимать голову. В результате, если по переписи 1989 года в России было 540.000 евреев, то в переписи 2002 года осталось только 230.000. Многие уже думали, что в России, как и в Германии и Польше, глубокие традиции еврейской культуры будут похоронены навсегда.
- Сто лет назад в Российской Империи жило около десяти миллионов евреев, и Россия была центром еврейского мира, - говорит Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций в России и главный раввин московской синагоги на Поклонной горе. Но многие, по словам Когана, эмигрировали в Америку; кроме того, около трех миллионов советских евреев уничтожили нацисты, и еще примерно миллион ассимилировался, чтобы избежать последствий государственной политики антисемитизма.
- В 80-х и 90-х годах прошлого века здесь не было никаких перспектив, только страх, насилие и хаос. По сравнению с этим Израиль выглядел просто здорово, - говорит Коган, - но приехав туда, они столкнулись с тем, что не знают языка, не могут найти работу и вообще, на них смотрят больше как на русских, чем как на евреев. И в это же время жизнь в России стала улучшаться.
Ребе Коган говорит, что некоторым из возвращенцев все-таки неуютно в России.
- Они хотят быть евреями, и чувствуют себя виноватыми за то, что покинули Израиль. И наша задача здесь - помочь им почувствовать себя хорошо в этой стране и не потерять в России чувства принадлежности к еврейскому народу. Эти люди прошли многое - они уехали из России евреями, а приехали в Израиль русскими. Теперь им придется привыкнуть к мысли, что здесь их снова будут называть евреями, а не русскими.
Нельзя сказать, что это наводнение, но волна обратной миграции возродила надежды местечковых активистов на то, что историческое присутствие еврейской культуры в России не будет в конце концов забыто. Главный раввин России Берл Лазарь на встрече в Кремле с президентом Владимиром Путиным в 2002 году сказал ему, что 'еврейство в России снова на подъеме: евреи понимают, что, оставаясь здесь, можно жить не хуже, чем во всем остальном мире.'
'Закон о возвращении' Израиля гласит, что на гражданство этой страны может претендовать кто угодно, если у него есть родственник-еврей хотя бы во втором колене. Этому критерию удовлетворяют еще миллионы людей по всему бывшему Советскому Союзу. В Израиле все еще приветствуются переселенцы из России - там надеются, что их приток сможет скомпенсировать демографический кризис, из-за которого через несколько десятилетий арабы могут вытеснить евреев не только с оккупированных территорий, но и из самого Израиля.
Отток приостанавливается.
Но отток евреев из России, который в 1990-х годах составлял около 100.000 человек ежегодно, в прошлом году упал до десяти тысяч, по данным Посольства Израиля в Москве.
Как говорят в Еврейском Агентстве (The Jewish Agency), подразделении при правительстве Израиля, ответственном за организацию иммиграции, всего пять процентов бывших советских евреев решили вернуться в Россию, и многие вернулись не насовсем.
- В Израиле сейчас трудная экономическая ситуация, и интифада длится уже более трех лет, - говорит Семен Довжик, представитель Еврейского агентства по связям с русскоязычной прессой в Иерусалиме, - некоторые семьи решили переждать это время в России. Это не проблема.
Многих из тех, кто возвращается, привлекают возможности сделать карьеру в тех областях, в которых у русских нет достаточно опыта, например, в интернет-технологиях или маркетинге. Олег Улянский уехал из Донецка в 1990 году и, как и многие эмигранты-евреи, вынужден был отказаться от советского гражданства по требованию Кремля. Теперь, уже два года прожив с семьей в Москве как гражданин Израиля, он говорит, что, конечно, и экономический кризис в Израиле, и интифада повлияли на его решение, но прежде всего он приехал в Россию делать карьеру.
- Здесь сейчас большой спрос на людей с западным опытом работы, но говорящих на русском языке, - говорит он. Сейчас Улянский работает на высокой должности в отделе маркетинга одной из ведущих страховых компаний, - в Израиле для получения такой же работы нужно было бы выдержать более жесткую конкуренцию с 'природными' израильтянами.
Некоторые, особенно пожилые возвращенцы, все еще обеспокоены традиционным Российским антисемитизмом. По словам Евгения Аронзона, специалиста по поэзии из Московского института мировой литературы, в 1990-х прожившего два года в Израиле, 'антисемитизма больше нет на официальном уровне, но бытовой антисемитизм не прекратится никогда. И пугает то, что в любой момент он снова может подняться на уровень государственной идеологии.'
Однако Михаил Гуревич, хотя и помнит, как обстояли дела в старом СССР, не задумывается о проблеме антисемитизма в новой России.
- Сейчас в Москве люди стремятся попасть на работу в еврейскую компанию. Они думают - если еврей решил не уезжать отсюда, а делать бизнес здесь, значит, он знает, что делает, - говорит он.
Как говорит ребе Коган, 'может быть, лет через десять еврейская община в России удвоится'.
- Мы должны привыкнуть к мысли, что передвигаться между Израилем и Россией людям теперь так же легко, как проехать одну станцию на метро. Главное, не где ты живешь, а как. Где бы мы ни были, внутри мы должны оставаться евреями', добавил он.