Гелаев Руслан (Хамзат), полевой командир: родился в 1964 году в селе Комсомольское, Советский Союз; погиб 28 февраля 2004 года в поселке Бежта, Российская Федерация.
Одна за другой уходят в небытие фигуры, сделавшие себе имя в короткое, но бурное время фактической независимости Чечни от России в первой половине 90-х годов прошлого века: почти все они умерли, причем в большинстве случаев насильственной смертью. Первый избранный чеченский президент Джохар Дудаев уничтожен российской ракетой в 1996 году, арабский наемник Хаттаб убит русскими в 2002-м, в том же году полевой командир Салман Радуев умер в российской тюрьме. На сегодняшний день последний из погибших - старейший помощник Дудаева Зелимхан Яндарбиев, взорванный в прошлом месяце в Катаре.
И вот - как раз к президентским выборам в России - пришла очередь одного из самых страшных чеченских боевиков-бандитов Руслана Гелаева, который, как сообщается, был застрелен двумя пограничниками при попытке уйти из российской республики Дагестан, что рядом с Чечней, в Панкисское ущелье Грузии. По данным ФСБ России, главной наследницы всем известного КГБ, он застрелил обоих пограничников из своего 'Калашникова', но один из них все же успел застрелить его самого. Чеченское сопротивление отрицает, что он погиб именно так, но подтверждает, что он стал шахидом (мучеником), пав 'в неравной борьбе с российскими оккупантами'.
Гелаев родился в 1964 году в селе Комсомольское, около города Урус-Мартан, где кончается равнинная и начинается горная часть Чечни. Это произошло около десяти лет после того, как его семья вернулась из-за Урала, куда была выслана Сталиным во время массовой депортации чеченцев. По заявлениям российских властей, в советское время Гелаев имел три судимости за грабежи и изнасилование.
Он взял в руки оружие в 1992 году, присоединившись вместе с несколькими сотнями чеченцев под началом Шамиля Басаева, который тоже вскоре станет чеченским полевым командиром, к успешной, но кровавой войне абхазских сепаратистов за независимость от Грузии. По возвращении в Чечню он быстро стал одним из командиров спецназа Дудаева. Руслан был в самой гуще боев с российскими войсками в 1994-1996 годах, и в начале 1996 года был назначен командующим юго-восточным фронтом. В марте 1996 года именно он возглавлял наступление на захваченную чеченскую столицу Грозный.
В апреле 1997 года Гелаев стал заместителем премьер-министра в правительстве президента Аслана Масхадова, а в следующем году был назначен министром обороны. Однако все эти громкие титулы никак не отражались на его реальных делах - он так и оставался полевым командиром. После совершения хаджа в Мекку он взял себе имя Хамзат.
Когда русские возобновили военную операцию в республике, Гелаев сначала оборонял Грозный, но, никому ничего не объясняя, после российского ультиматума в январе 2000 года вывел своих людей из города, и таким образом дал русским снова захватить столицу. Отойдя с отрядом в тысячу человек в свое родное село, Гелаев, нарушив приказ Масхадова, остался в Комсомольском и даже сумел уйти живым из кровавой операции русских по захвату селения. Обстоятельства его ухода даже вызвали слухи о якобы его сговоре с федеральными войсками; Масхадов понизил его в звании.
После этого Гелаев постоянно перемещался между Чечней, Дагестаном и населенным чеченцами Панкисским ущельем на северо-востоке Грузии. В Панкисском ущелье он и обосновался летом 2000 года (его жена и дети и сейчас живут там). Вспомнив свои похождения в Абхазии в 1992-93 годах, он оказался уже с другой стороны баррикад: с несколькими сотнями вооруженных людей он вместе с грузинскими формированиями напал на абхазское село с тем, чтобы образовать плацдарм (для грузинских войск - перев.) в мятежной республике. Несмотря на то, что эта попытка провалилась, самые высокопоставленные грузинские политики восхищались Гелаевым; президент Грузии Эдуард Шеварднадзе хвалил его за 'благородство' и называл 'образованным человеком, не чуждым здравого смысла'.
Гелаев начал было переговоры в новым назначенным из России чеченским лидером Ахмадом Кадыровым, но их пришлось прекратить в 2001 году, когда Москва отказалась дать ему гарантии безопасности в ответ на добровольную сдачу. С тех пор Гелаев продолжал набеги на российские объекты в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Шамиль Бено, который при Дудаеве был министром иностранных дел, так сказал о нем: 'Гелаев - умный человек, но крестьянин, и менталитет у него крестьянский'.